Дарья Гликина
Консультация «Значение логоритмики в преодолении речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
консультация. "значение логоритмики для преодоления речевых нарушений!".
В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей с различными патологиями, в том числе с нарушениями речи. Логоритмика-это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованиями: И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Логоритмика оказывает влияние на моторику, общий тонус, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизация коры головного мозга (В. А. Гиляровский, развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную. (Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко и т. д.).
Публикация «Консультация „Значение логоритмики в преодолении речевых нарушений“» размещена в разделах
Цель логоритмики. Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи.
- Развивать у детей координированные движения рук, ног, во время ходьбы, бега.
Формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения.
- Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий.
- Продолжить учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки.
Методы логоритмики.
- Звукоподражание.
- Словесный метод.
- Метод показа.
- Игровой метод.
Содержание и формы работы по логоритмике.
- Художественное слово.
- Пальчиковая гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Речевые игры.
- Подвижные игры.
- Общие физические упражнения.
- Музыкальная ритмика.
- Пение.
- Релаксация.
- Массаж биологически активных зон.
Структура занятия по логоритмике.
Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются либо вводными, либо заключительными. Они формируют четкую координацию рук и ног, улучшает осанку, учат ориентироваться в пространстве.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям и постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит осознанно управлять движениями своего тела.
Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.
Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях, воспитывается устойчивость, переключаемость внимания, способность переходить от одного действия к другому.
Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а так же закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения- это разнообразные считалки.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть- ритмическое проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением движений. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
Упражнения формирующие чувство музыкального размера (метра).
Эти упражнения направлены на различие сильной доле музыки. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющихся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её.
Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Основная задача этих упражнений- сформировать у ребенка чувства музыкального ритма в движении.
Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
Игры на музыкальных инструментах. Музицирование на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а так же остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Пальчиковые игры. Развивая мелкую. Моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а так же с мелкими предметами карандашом, палочками, мячами.
Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направленны на развитие подвижности губ, языка, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.
Упражнения на развитие фонематического восприятия. Эти упражнения направленны на различение слов по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации похожих по звучанию звуков, определение заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук дифференцируется и автоматизируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы.
1. Упражнения развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального ритма, метра, темпа, развитие психических процессов).
2. Речевые упражнения (Развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, артикуляции, мимики и т. д.