Елена Неретина
Сценарий занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков С, Ш в словах.
Цели: Закрепление правильного произношения и различия звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях. Продолжать учить чтению двусложных слов и слов со стечением согласных. Преобразование деформированного текста. Продолжать развивать фонематический слух, умение слушать и слышать. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Сценарий занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами С и Ш, схемы звуков, плакаты с буквами, игрушки (кошка, собака, сундук, шкатулка.
Ход занятия
1. Организационный момент. Столы, за которыми занимаются дети, поставлены в 2 ряда. На столах лежат картинки со звуками С и Ш. Дети в первом ряду называют слова со звуком С и указывают его позицию в слове; дети во втором ряду называют слова со звуком Ш. Правильно ответившие садятся на свои места.
2. Сравнение звуков.
- Какие звуки вы выделили? Посмотрите в левый верхний угол доски. Там висит насос. Как он свистит? (С-с-с) .Посмотрите в правый верхний угол, там у нас змея. Как она шипит? (ш-ш-ш.). Давайте вспомним, как произносится звук [с] и звук [ш].
а) При произношении звука [с] :
1. губы – растянуты в улыбке.
2. Зубы – сближены
3. Кончик языка упирается в нижние резцы.
4. Между передней частью спинки языка и альвеолами образуется щель.
5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют
6. Струя выдыхаемого воздуха – плавная холодная.
б) При произношении зв. [ш] :
1. губы округлены и немного вытянуты вперёд.
2. зубы сближены.
3. Кончик языка вверху.
4. Между кончиком языка и альвеолами образуется щель.
5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.
6. Струя выдыхаемого воздуха – широкая плавная тёплая.
На доску выставляются схемы звуков. Дети сравнивают и рассказывают, чем отличаются эти звуки в произношении.
3. Дифференциация звуков [с] и [ш] на слух и произношении.
У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звуки С и Ш в различных позициях (в начале, середине и конце слова). Логопед просит поднять только те картинки, в названиях предметов на которых звук С в середине (звук Ш в начале, звук С в конце, звук Ш в середине и пр.).
2. Логопед предлагает детям игру с использованием тех же картинок.
В зависимости от звука в названии изображенного предмета, нужно дога-
даться, куда лучше положить картинку: Соне в сундук или Маше в шкатулку
(на доске картонные изображения указанных предметов). Каждый ребенок
называет свою картинку и указывает место одного из заданных звуков
(С или Ш) в слове. Затем он ставит картинку к Сониному сундуку или к
Машиной шкатулке, объясняя свой выбор.
Примечание. Отличие данного упражнения от предыдущего в том, что дети самостоятельно анализируют звуковой состав слова и формулируют результаты ана-лиза. Помимо этого, данное упражнение помогает автоматизировать и дифференци-ровать звуки С и Ш не только на слух, но и в произношении детей.
4. «Хитрые звуки» - звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Например: миска - мишка.
Дети первого ряда берут карточки со звуком [с], а дети второго ряда – со звуком [ш] Логопед : Какой звук убежал? (На доске выкладываются слова из букв разрезной азбуки с пропущенным звуком. Дети должны вставить пропущенный звук)
ма. ка - маска но. - нос
ка. ка - каска на. - нас
ма. ка - машка на. - наш
ка. ка - кашка плю--- плюш
5. Физминутка
Выполняются движения с речевым сопровождением.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
6. К нам в гости придут звери. Угадайте какие:
Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)
Усище, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)
Придумайте клички собаке со звуком [с] и кошке со звуком [ш].
а) Составьте предложения про собаку по кличке …и кошку …по опорным словам.
Собака, Шарик, лежать, скамейка, под.
Кошка, молоко, из, лакает, миска.
б) - Назовите действия, которые могут выполнять
кошка и собака, но чтобы в словах были звуки С или Ш.
Шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесать и т. д.
7. У детей на столах карточки с изображением букв С и Ш (примерно
по 10 штук). Логопед предлагает внимательно слушать слова и выклады-
вать на столе только буквы С и Ш, по числу их в слове. Пример:
миска, мишка, марш, Марс, сушка, сосна, шашки, старушка.
С Ш Ш С СШ СС ШШ С Ш
Примечание. Если в слове 2 и более указанных звуков, соответствующие буквы выкладываются вплотную, чтобы легче было проверить правильность выпол-нения упражнения.
8. Преобразование деформированного слова и его звуко-буквенный анализ.
На доску вывешивается плакат, на котором в строчку написаны буквы, различные по высоте. Если читать их по порядку, это просто набор букв. Необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты — от самой высокой к самой низкой, тогда удастся прочесть слово. Каждый ребёнок читает по одному слову и выкладывает звуко-буквенную схему своего слова.
Например: СТОЛ
9. Итог занятия, оценка деятельности детей.