МААМ-картинки

Сценарий занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»

Елена Неретина
Сценарий занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация звуков С, Ш в словах.

Цели: Закрепление правильного произношения и различия звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях. Продолжать учить чтению двусложных слов и слов со стечением согласных. Преобразование деформированного текста. Продолжать развивать фонематический слух, умение слушать и слышать. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Сценарий занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах“» размещена в разделах

Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами С и Ш, схемы звуков, плакаты с буквами, игрушки (кошка, собака, сундук, шкатулка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Столы, за которыми занимаются дети, поставлены в 2 ряда. На столах лежат картинки со звуками С и Ш. Дети в первом ряду называют слова со звуком С и указывают его позицию в слове; дети во втором ряду называют слова со звуком Ш. Правильно ответившие садятся на свои места.

2. Сравнение звуков.

- Какие звуки вы выделили? Посмотрите в левый верхний угол доски. Там висит насос. Как он свистит? (С-с-с) .Посмотрите в правый верхний угол, там у нас змея. Как она шипит? (ш-ш-ш.). Давайте вспомним, как произносится звук [с] и звук [ш].

а) При произношении звука [с] :

1. губы – растянуты в улыбке.

2. Зубы – сближены

3. Кончик языка упирается в нижние резцы.

4. Между передней частью спинки языка и альвеолами образуется щель.

5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

6. Струя выдыхаемого воздуха – плавная холодная.

б) При произношении зв. [ш] :

1. губы округлены и немного вытянуты вперёд.

2. зубы сближены.

3. Кончик языка вверху.

4. Между кончиком языка и альвеолами образуется щель.

5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

6. Струя выдыхаемого воздуха – широкая плавная тёплая.

На доску выставляются схемы звуков. Дети сравнивают и рассказывают, чем отличаются эти звуки в произношении.

3. Дифференциация звуков [с] и [ш] на слух и произношении.

У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звуки С и Ш в различных позициях (в начале, середине и конце слова). Логопед просит поднять только те картинки, в названиях предметов на которых звук С в середине (звук Ш в начале, звук С в конце, звук Ш в середине и пр.).

2. Логопед предлагает детям игру с использованием тех же картинок.

В зависимости от звука в названии изображенного предмета, нужно дога-

даться, куда лучше положить картинку: Соне в сундук или Маше в шкатулку

(на доске картонные изображения указанных предметов). Каждый ребенок

называет свою картинку и указывает место одного из заданных звуков

(С или Ш) в слове. Затем он ставит картинку к Сониному сундуку или к

Машиной шкатулке, объясняя свой выбор.

Примечание. Отличие данного упражнения от предыдущего в том, что дети самостоятельно анализируют звуковой состав слова и формулируют результаты ана-лиза. Помимо этого, данное упражнение помогает автоматизировать и дифференци-ровать звуки С и Ш не только на слух, но и в произношении детей.

4. «Хитрые звуки» - звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Например: миска - мишка.

Дети первого ряда берут карточки со звуком [с], а дети второго ряда – со звуком [ш] Логопед : Какой звук убежал? (На доске выкладываются слова из букв разрезной азбуки с пропущенным звуком. Дети должны вставить пропущенный звук)

ма. ка - маска но. - нос

ка. ка - каска на. - нас

ма. ка - машка на. - наш

ка. ка - кашка плю--- плюш

5. Физминутка

Выполняются движения с речевым сопровождением.

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

6. К нам в гости придут звери. Угадайте какие:

Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Усище, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)

Придумайте клички собаке со звуком [с] и кошке со звуком [ш].

а) Составьте предложения про собаку по кличке …и кошку …по опорным словам.

Собака, Шарик, лежать, скамейка, под.

Кошка, молоко, из, лакает, миска.

б) - Назовите действия, которые могут выполнять

кошка и собака, но чтобы в словах были звуки С или Ш.

Шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесать и т. д.

7. У детей на столах карточки с изображением букв С и Ш (примерно

по 10 штук). Логопед предлагает внимательно слушать слова и выклады-

вать на столе только буквы С и Ш, по числу их в слове. Пример:

миска, мишка, марш, Марс, сушка, сосна, шашки, старушка.

С Ш Ш С СШ СС ШШ С Ш

Примечание. Если в слове 2 и более указанных звуков, соответствующие буквы выкладываются вплотную, чтобы легче было проверить правильность выпол-нения упражнения.

8. Преобразование деформированного слова и его звуко-буквенный анализ.

На доску вывешивается плакат, на котором в строчку написаны буквы, различные по высоте. Если читать их по порядку, это просто набор букв. Необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты — от самой высокой к самой низкой, тогда удастся прочесть слово. Каждый ребёнок читает по одному слову и выкладывает звуко-буквенную схему своего слова.

Например: СТОЛ

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»
Опубликовано: 11 мая 2022 в 11:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Неретина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД