Наталья Колесникова
Дифференциация звуков [Р]-[Л] в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
Публикация «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
.
Ход занятия
1. Организационный момент:- Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Все жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла
А зовут её?. (пчела).
- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.
Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давайте запомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.
[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит, горлышко молчит, а язычок дрожит.
[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.
2. Артикуляционная гимнастика.
-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д. : Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л. : Какой первый звук во всех названных словах?
Д. : Звук Л.
Л. : Правильно, а теперь, посмотрите:
Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета. : Какой первый звук во всех этих словах?
Д. : Звук Р.
Подвижная пауза:- Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчёлкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро хлопни, улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
2. Основная часть
Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я читаю стихи, а вы мне поможете досказать словечко.
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил… (лук)
Над лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужица:
Воспитатель: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.
Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
Воспитатель:посмотрите на магнитную доску,что вы там видите (вагончики с паровозиком)Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол.
Где находится звук. Послушай стихотворение и запомни слова со звуком [Р] : Начинается считалка:
На берёзу сели галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
«Назови слова, которые ты запомнил. А теперь запомните слова со звуком [Л]. Слов, с каким звуком меньше?».
3. Итог занятия. игра «Я начну, а ты закончи.»
- Сегодня для меня было самым интересным.
- Сегодня для меня было трудно.
- Сегодня для меня было легко.
- Сегодня мне запомнилось.