Черкасова Ольга
Конспект коррекционного занятия «Дифференциация [т]-[д]»
Дифференциация Т-Д.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- развивать умение дифференцировать звуки [т], [д], [ть],[дь] в устной речи, буквы Т и Д– в письменной;
- формировать умение понимать и объяснять значение слов;
- развивать умение читать и писать слова с буквами Т и Д.
Коррекционно-развивающие :
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать связную речь;
Публикация «Конспект коррекционного занятия „Дифференциация [т]-[д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать общую, мелкую моторику;
- развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательная :
- воспитывать навыки организационного поведения.
Оборудование: квадраты трех цветов (красный, зеленый, синий, картинки к словам, листы с заданиями на каждого ребенка, картинки со звуками [т], [д], [ть], [дь], схема описания звуков, буквы Т и Д.
Ход занятия.
Организационный момент.
У каждого из вас есть квадратик синего, зеленого или красного цвета. Это звуки прислали вам приглашение. Посмотрите внимательно на квадратики сначала пройдут те, кого пригласили гласные звуки, потом те, кого пригласили согласные твердые звуки, и потом, сядут те, кого пригласили согласные мягкие звуки.
Основная часть.
1. Работа со звуками.
- Рассмотрите картинки и скажите, что на них изображено.
- На этих картинках дом и том.
- Это очень похожие слова, а чем они различаются?
- В слове дом первый звук - [д].
- В слове Том первый звук - [т].
Поменялся один звук, а изменилось все слово.
- Давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются эти звуки.
- Произнесите звуки [д] и [т].
- Одинаково ли положение губ и языка при произношении этих звуков? (Одинаково)
- А чем отличаются эти звуки?
Ребенок около доски по схеме даёт характеристику звуков [т] и [д].
[Т] - согласный, глухой, твердый.
[Д] - согласный, звонкий, твердый.
- Ребята, я назову вам звуки, а вы составьте слова и узнаете, как зовут детей. - Д-И-М-А
- Т-И-М-А
- какой первый звук в слове Дима?
- какой первый звук в слове Тима?
- Произнесите звуки [дь] и [ть].
- Одинаково ли положение губ и языка при произношении этих звуков? (Одинаково)
- А чем отличаются эти звуки?
Ребенок около доски по схеме даёт характеристику звуков [ть] и [дь].
[ть] - согласный, глухой, мягкий.
[дь] - согласный, звонкий, мягкий.
2. Игра «Инопланетяне».
Логопед называет слоги, а дети их повторяют.
Та - да - та, ды - ты - ты, ду - ду - ту,
Тя – дя - дя, ди–ти -ди, тю–тю –дю.
3. Игра «Хлопай, топай, не зевай».
Логопед: «Если слышите в слогах или словах звук [т] - топаете, если слышите звук [д] - хлопаете».
Слоги: да, та, до, ту, ты, ды, тэ.
Слова: дом, пальто, Таня, пакет, Даша, батон, бидон.
4. Игра «Не зевай, поднимай».
Логопед: «Поднимаем руку, ели услышали звук [ть]».
Слоги: дя, тя, дё, тю, ти, ди, те.
Слова: телефон, дерево, котик, полдень, водичка, катер.
5. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: «Я начинаю предложение, а вы называете последнее слово, подходящее по смыслу, находя его на картинке.
Назовем мы книжку. (том)
Для жилья построим. (дом)
Вот телега, это (тачка)
Дом в саду зовется (дачка)
По реке плывут. (плоты)
Зреют на ветвях (плоды)
- А, теперь, узнаем как зовут детей на картинке, добавив слог [тя] или [дя].
Ка. Ми. Воло. Нас. Кос. Ви… На. Мо…
Ребята, встаньте. Мы сейчас с вами поиграем.
6. Физкультминутка.
«Елочки большие и маленькие»
Логопед показывает детям, какие в лесу растут елочки: большие (руки поднять вверх, маленькие (руки опустить вниз). Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания.
7. Звуковой анализ и синтез слов.
Игра «Подбери слово к схеме»
Подбери схемы к словам душ, диван. Соедини линиями схемы и соответствующие картинки (задания на листе).
- Сколько слогов в слове душ?
- Сколько слогов в слове диван?
8. Игра «Составь предложение по схеме».
По схеме составь предложение со словоми «плод», «плот» (на выбор, (задание на листе).
.
- Сколько слов в предложении?
- Какое 1 слово в предложении?
- Какое 3 слово в предложении?
- Какое 2 слово в предложении?
- Какое последнее слово в предложении?
- Сделаем физминутку для пальчиков.
9. Физминутка для пальчиков «Мои друзья».
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга)
Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
10. Замени букву, а затем напечатай в клеточках получившееся новое слово (задание на листе).
11. Рефлексия.
Вот и подходит к концу наше занятие.
- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание показалось трудным?