Елена Горланова
Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи
▼ Скачать + Заказать документы
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, за последние ХХ в. средний показатель распространённости нервно-психических заболеваний в расчёте на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. В настоящее время к категории нервных или трудных детей можно отнести каждого третьего ребёнка.
Публикация «Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детские страхи могут помешать личностному развитию ребенка. Поэтому работа по диагностике и преодолению детских страхов приобретает особенное значение и актуальность.
Страх – это совершенно определенная, специфическая эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Его условно делят на ситуативный и личностно-обусловленный, реальный и воображаемый, острый и хронический. Современная психология делит 29 страхов на следующие виды : навязчивые, бредовые и сверхценные страхи. Младший школьный возраст – это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи. Ведущий страх этого возраста – страх «быть не тем», страх несоответствия общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения.
Существуют несколько главных классов событий, вызывающих страх или включающих нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию (врожденные детерминанты, культурные детерминанты страха, влечения и гомеостатические процессы как причины страха, другие эмоции как причины страха, когнитивные процессы).
Психологи выделяют два способа преодоления страхов у детей : выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладения приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом и укрепление уверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.
Предметом коррекции страха чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).
Коррекция страхов может проходить посредством улучшения детско-родительских отношений, с помощью индивидуально-групповых занятий, игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии и т. д.
Для выявления причин страхов, взаимосвязи между ними, возможно использование программы диагностического исследования, которая проходит в 3 этапа.
На первом этапе необходимо выявить детей, испытывающих страхи. Для этого используются опросник А. И. Захарова, методика Филлипса, проективная методика «Рисуем страх».
На втором этапе применяется архивный метод для выявления причин возникновения страхов, взаимосвязи между наличием страха у ребёнка, состава семьи.
Третий этап – анализ школьной документации для выявления успеваемости детей младшего школьного возраста.
Далее необходимо провести работу с родителями, например, родительские собрания на темы «Детские страхи. Что мы о них знаем?», «Возрастные и невротические страхи у детей», «Детские страхи - ступеньки детства : характеристика возрастных страхов, как помочь ребенку», «Детские страхи и успешность взрослого человека», «В здоровом теле здоровый дух», «Как помочь детям преодолеть страхи?», «Жизненная стойкость и психическое здоровье детей», «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка», «Если ребёнок тревожен и испытывает страхи»; лекционно-практическое занятие «Как победить свой страх»; тренинг «Тревожные дети». На каждое занятие нужно отвести 30-45 минут в неделю.
Для работы с учащимися, испытывающими страхи, возможно использование программы психологической коррекции и профилактики страхов ориентированной на работу с детьми, имеющими различные страхи, авторами которой являются Л. М. Новикова и Ю. А. Царькова, педагоги-психологи Ломоносовской школы г. Москва.
Предлагаемая программа по коррекции страхов младших школьников поможет в работе с детьми по преодолению тревожности и страха. В ней представляются варианты реагирования и изживания ребенком страха при помощи различных видов деятельности.