Ирина Гурова
Конспект логопедческого занятия «Дифференциация [ж]-[ш]. У нас в гостях мишка Шалун и ворона Жуня» (первое занятие по теме)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закреплять произношение звуков [ж] и [ш], учить различать их на слух и в произношении.
• Продолжать развивать навыки звукового анализа, фонематические представления.
• Упражнять детей в падежном управлении.
• Продолжать учить восстанавливать смысл деформированного текста, пересказывать его, придумывая окончание.
• Упражнять в умении определять количество и последовательность предложений в тексте.
• Развивать общую и пальчиковую моторику, графические навыки, координацию речи с движениями, чувство ритма, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, мышление, воображение, ориентировку на плоскости.
Материал:
Публикация «Конспект логопедческого занятия „Дифференциация [ж]-[ш], У нас в гостях мишка Шалун и ворона Жуня“ (первое занятие по теме)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Ворона. О птице для детей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Медведь, медвежата
- Темочки
Игрушки мишка и ворона, аудиоплеер, схемы-профили артикуляции звуков [ш] и [ж], схема-алгоритм характеристики звуков, картинки-символы звуков, карточки с буквами «Ш» и «Ж», карточки с заданиями (домики с пустыми окошками) и карандаши синего цвета; материал к игре «Звуковая мозаика» (лист из 16 клеток, квадраты жёлтого и синего цвета, большие предметные картинки, конверт с маленькими картинками-раскрасками.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, чувства ритма.
Логопед: «Ребята, сегодня к нам пришёл гость. Хотите узнать, кто это? Тогда угадайте музыкальную загадку, послушайте песенку». Звучит логопедическая распевка «Мишка» (Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : КАРО, 2006. – с. 41). Дети вспоминают мишку Шалуна. Логопед достаёт из красочной коробки уже знакомую детям игрушку медвежонка.
Логопед: «Мишка Шалун пришёл сегодня первый, ещё раньше меня, и даже ждал у дверей. А потом пришла его подружка, которая тоже живёт в лесу. Помните, кто это? Послушайте загадку:
На весь лес кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Называется… (ворона)
Конечно, это наша знакомая ворона, а зовут её… (Жуня). (Логопед достает игрушку из коробки). Когда она пришла, то постучалась в дверь вот так: ** *** ** (ритмический рисунок). Покажите, как постучалась Жуня? (дети воспроизводят ритмический рисунок). Но мы с Шалуном подумали, что это идёт дождь, и не открыли ей. Тогда она постучалась погромче, вот так: *** * *** *. Кто может повторить? (дети повторяют). Тогда мы услышали и открыли дверь. Но Жуня немного расстроилась из-за того, что пришла позже Шалуна. Мишка Шалун хочет развеселить её игрой «Передай привет».
Проводится игра «Передай привет». Мишка (логопед лапкой игрушки) хлопает каждому ребёнку по ладошке, задавая несложный ритмический рисунок. Сложность ритмического рисунка соответствует возможностям каждого ребёнка. Дети воспроизводят заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или лапке игрушечной вороны.
А кто скажет, какой любимый звук Шалуна? ….Жуни? Как вы думаете, почему же они пришли сегодня к нам вместе? Дети высказывают свои предположения, самостоятельно ставят цель занятия.
Логопед обобщает: «Действительно, звуки [ш] и [ж] очень похожи, поэтому Шалун и Жуня часто их путают. Давайте поиграем и поучимся вместе с ними различать эти звуки».
II. Характеристика и сопоставление звуков [ш] и [ж] по артикуляционно-акустическим признакам.
Используется схема-алгоритм характеристики звуков.
Логопед: «Кто расскажет всё, что знает о любимом звук Шалуна?»
Дети дают описание произношения и характеристику звука [ш], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением змеи, схема-профиль артикуляции, изображение синего домика.
Логопед: «Какой буквой мы обозначаем звук [ш]?» Детям предлагается найти букву на столе и показать Шалуну и Жуне. Один ребёнок помещает карточку с буквой на доске.
Логопед предлагает вспомнить стихотворение о букве:
Одна палочка лежит,
Три на ней стоят.
Значит, это буква «Ш»
Смотрит на ребят.
Логопед: «Кто расскажет всё, что знает о любимом звуке Жуни?»
Дети дают описание произношения и характеристику звука [ж], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением жука, схема-профиль артикуляции, изображение синего домика с колокольчиком.
Логопед: «Какой буквой мы обозначаем звук [ж]?» Детям предлагается найти букву на столе и показать Шалуну и Жуне. Один ребёнок помещает карточку с буквой на доске.
Логопед предлагает вспомнить стихотворение о букве:
Буква «Ж»
Жужжит, как жук,
На жука похожа:
У жука шесть лапок есть,
И у буквы тоже.
Логопед: «Чем же отличаются эти звуки в произношении?»
Дети рассказывают об отличиях в произношении звуков [ж] и [ш].
[ж] – звонкий звук, а [ш] – глухой.
Логопед: Что же общего у этих звуков?
Дети сами рассказывают о сходстве в произношении звуков (одинаковом положении органов артикуляции – губ, языка).
[ж] и [ш] - согласные твёрдые звуки.
Логопед читает короткие стихи для закрепления понимания главного отличия между дифференцируемыми звуками:
«Ш» – шипит змея на деток:
– Не шумите, глупыши!
В тишине закройте глазки,
Засыпайте, малыши.
«Ж» – там жаба пробежала!
Мальчик жалобно кричит.
Он жука боится тоже –
Очень громко жук жужжит.
[Ш] – шепчу, а [Ж] – кричу, путать их я не хочу!
III. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду. Развитие буквенного гнозиса, графических навыков.
Логопед: «А сейчас давайте научим Шалуна и Жуню внимательно слушать и различать звуки [ж] и [ш], а заодно напомним им, как пишутся буквы «Ж» и «Ш». Когда услышите звук [ж], напишите в окошке домика букву «Ж». Когда услышите звук [ш], напишите букву «Ш».
Детям предлагается на слух звуковой ряд: н, г, ш, р, б, ж, ш, т, п’, ж, ж, к, ш, ж, л, н’, ш, в, ж, ш. В окошечки домика на карточках дети вписывают буквы, соответствующие услышанным звукам.
Кратко подводятся итоги игры (подсчитывается общее количество написанных букв и их последовательность, количество букв «Ш», «Ж»). Дети дарят свои работы персонажам игры: мальчики – мишке Шалуну, девочки – вороне Жуне.
IV. Дифференциация звуков в словах. Развитие восприятия цвета, слухового внимания, ориентировки на плоскости, воображения, работа над словарём.
Проводится игра «Звуковая мозаика» (4х4).
Логопед: «Давайте теперь научим Шалуна и Жуню внимательно слушать слова со звуками [ш] и [ж], различать эти звуки в словах. Когда услышите слово со звуком [ж], положите в клеточку жёлтый квадратик, а когда [ш] – синий. Не забудьте, что выкладывать квадратики нужно по порядку: слева направо и сверху вниз». Детям предъявляется список из 16 слов-признаков:
послушный, жадный, шумный, шаловливый,
бережливая, осторожный, душная, шёлковый,
отважная, кошачий, жемчужный, жёлтая,
лошадиный, жёлудь, жадный, шерстяной.
Логопед показывает узор, который должен был получиться у всех детей. Дети сравнивают свои узоры с оригиналом. Затем проводится обсуждение:
- Ребята, что напоминает узор, который у вас получился? На что он похож? Дети предлагают свои варианты ответов (птица, воздушный змей, самолёт, рыбка и т. д.)
- Чем похожи все эти слова? (Это всё слова-признаки).
- А было ли в этой игре лишнее слово? («Жёлудь»). Почему? («Жёлудь» – это слово-предмет, а все остальные слова – признаки).
- Заметили ли вы слово, которое встречалось 2 раза? («Жадный»).
- Кто помнит слова со звуком [ж]? Назовите их нашим гостям.
- Сколько было слов со звуком [ж]?
- А кто назовёт слова со звуком [ш] Шалуну и Жуне?
- Сколько слов встретилось со звуком [ш]?
- Как вы думаете, какие слова можно сказать про Шалуна? (Дети высказывают свои мнения: «послушный», «шаловливый»).
- А какие слова, по вашему мнению, подходят Жуне? (Дети высказывают свои мнения: «бережливая», «отважная», «жадная»).
V. Развитие фонематических представлений. Активизация словаря, упражнение в падежном управлении.
От лица персонажей предлагается серия игровых упражнений, в которых детьми подбираются картинки со звуками [ш] и [ж] в названиях для соответствующих персонажей. Картинки помещаются перед детьми на доске перед каждым упражнением.
• Отгадайте, к кому ходят в гости Шалун и Жуня?
Шалун - к кошке, к лошади, к мышке.
Жуня - к жабе, к жирафу, к жуку).
• Что надевают Шалун и Жуня?
Шалун - шорты, рубашку, шапку, шубу.
Жуня - пиджак, жилетку, джинсы, жакет.
Следующие упражнения проводятся без опоры на картинки. Дети сами подбирают (придумывают) слова со звуками [ш] и [ж]. В случае затруднений логопед может задать наводящие вопросы или загадать загадку о предмете.
• Что могут взять в подарок друзьям Шалун и Жуня?
Шалун - шарик, ромашки, кошелёк, машинку. Жуня - жёлуди, дирижабль, ожерелье, ножницы.
• Как вы думаете, чем любят лакомиться в гостях Шалун и Жуня?
Шалун - ватрушками, кашей, шоколадом, шампиньонами. Жуня - мороженым, пирожным, ежевикой, желе.
VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями, произношение звуков [ш] и [ж] в стихотворении.
Логопед: «Ребята, а давайте теперь поиграем в игру «Прогулка по лесу», а потом спросим Шалуна и Жуню о том, какие слова со звуками [ш] и [ж] они услышали».
Проводится подвижная игра «Прогулка по лесу»
Мы по лесу шли, шли, (Шагают на месте)
Вместе шишку нашли! (Наклон вперёд, «взяли шишку»)
Быстро дальше побежали, (Бег на месте)
И лягушку повстречали. (Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены)
Лягушка-попрыгушка, (Прыжки на месте)
Глазки на макушке! (Кулачки положить на голову)
Прячьтесь от лягушки (4 хлопка в ладоши)
Все жуки и мушки! (Имитация взмахов крылышками)
После игры дети спрашивают мишку Шалуна о том, какие слова с его любимым звуком он услышал. Логопед от имени Шалуна отвечает детям, допуская несколько ошибок. Аналогично игровое упражнение проводится со вторым персонажем.
VI. Произношение, дифференциация звуков [ш] и [ж] в связной речи.
Пересказ деформированного текста с восстановлением его смысла и придумываением окончания.
Логопед: «Я знаю, что мишка Шалун и ворона Жуня очень любят рассказывать друг другу разные интересные истории. Однажды Жуня услышала от Шалуна такой рассказ. Ребята, скажу вам по секрету (говорит шёпотом, что Шалун перепутал звуки [ж] и [ш], да ещё и поменял местами все предложения, а саму историю рассказал не до конца. Хотите послушать начало этой истории-нелепицы Шалуна? Вот оно.
"У меня был шар. Я с мамой шил в берлоге. Весной около берлоги была луша. Я вылез из берлоги и упал в лушу. Я был простушен".
Дети восстанавливают смысл текста, определяют количество и последовательность предложений с помощью логопеда (по вопросам, заменяют [ш] на [ж]. Каждое предложение обозначается кубиком, которые расставляются перед детьми слева направо по ходу обсуждения. После этого дети пересказывают текст главным героям занятия и друг другу, придумывая окончание.
1. Я с мамой жил в берлоге. 2. Весной около берлоги была лужа. 3. Я вылез из берлоги и упал в лужу. 4. Я был простужен.
Мишка Шалун благодарит детей и рассказывает свой вариант окончания рассказа: «…Мама медведица лечила меня мёдом, поэтому я быстро поправился. Больше я никогда не вылезал из берлоги без разрешения».
IV. Подведение итогов занятия.
Логопед задаёт детям несколько вопросов:
– Ребята, как вы думаете, чему же научились сегодня у нас Жуня и Шалун?
– Какие задания вам понравились?
– А какие задания вам показались трудными?
– Кто справился со всеми заданиями?
– Похлопайте друг другу.
– Давайте пригласим Шалуна и Жуню в гости и на следующее занятие и поиграем с ними в новые игры.
Главные герои занятия «дарят» детям картинки, в названии которых встречаются их любимые звуки и предлагают наклеить в тетрадь, раскрасить и составить звуковую схему соответствующих слов (каждый ребёнок получает две картинки).