Белова Ольга
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.
Цель:
Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- расширять и обогащать словарь детей по темам «Времена года»;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Дидактическое пособие «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Двухсторонние карточки изготовлены из пластика.
В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Описание игры
Дидактическая игра «Времена года» состоит из:
- двухсторонние пластиковые карточки с изображение времён года (весна - осень, зима - лето) - в 1 комплекте 2 карточки (8 комплектов - на одну подгруппу детей).
Методические приемы работы с дидактическим пособием.
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.
По заданию педагога или самостоятельно дети могут развешивать модели и картинки предметов на картинах.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.
Материал: двухсторонние карточки с изображение времён года (весна - осень, зима - лето) - в комплекте 2 карточки (8 комплектов - на одну подгруппу детей).
Ход игры:
Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку выбрать картинку на карточках, которая соответствуют описанию времени года (объясняя свой выбор).
После того, как ребенок справился с заданием можно:
- попросить назвать месяцы данного времени года;
- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;
- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.
Например.
Педагог рассказывает:
«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаё тся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»
«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»
«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.
«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края».
Игра «Что за чем и перед чем?»
Цель: закреплять представления детей о смене времен года.
Материал: двухсторонние карточки с изображение времён года (весна - осень, зима - лето) - в комплекте 2 карточки (8 комплектов - на одну подгруппу детей).
Ход игры:
Педагог задаёт определённое время года и предлагает детям поднять ту карточку которая соответствует времени года, которое следует или предшествует задаваемому изначально педагогом времени года.
Примерные вопросы:
- Покажите, время года, которое следует за (перед) зимой? (Весна).
- Почему, (имя ребёнка, ты поднял (а) эту карточку? (Потому что за зимой следует весна).
- Покажите, какое время года бывает после (перед) лета? (Осень).
- Почему (имя ребёнка, ты поднял (а) осень? (Потому что после лета бывает осень).
- Покажите, какое время года идет за (перед) осенью? (Зима).
- Почему (имя ребёнка, ты поднял (а) зиму? (Потому что зима идет за осенью).
Игра "Какое время года?"
Цель: Учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание; с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений.
Материал: двухсторонние карточки с изображение времён года (весна - осень, зима - лето) - в комплекте 2 карточки (8 комплектов - на одну подгруппу детей).
Ход игры:
Педагог загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту карточку, которая подходит к данному времени года, например:
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры.
(Зима, Весна, Лето, Осень)
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт.
(Зима)
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки.
(Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
(Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весной)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (Лето)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Летом)