Лучший педагог года

Дидактическое пособие «Времена года»

ирина щавлева
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор Воронина И. П. Дидактическое пособие «Времена года»

Я работаю в дошкольном учреждении 15 лет. Хочу поделиться свои опытом по созданию и использованию дидактического развивающего пособия «Времена года», которое я сшила своими руками. Идея о создании пособия пришла во время проведения ежедневных прогулок с детьми.

Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах

Обратила внимание на неустойчивое внимание, плохое запоминание детей некоторых явлений живой и неживой природы, бедность словаря, неумение выразить своё отношение или впечатление от увиденного, услышанного на прогулке. Дети у меня 3-5 лет. Особенность детей этого возраста - это наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Что же интереснее и увлекательнее для детей дошкольного возраста? Конечно, игровая деятельность! Во что можно поиграть, чтобы дети лучше усвоили данную лексическую тему? Я изучила и собрала весь материал по лексической теме «Времена года» для возрастной категории своих детей: «Осень» «Зима», «Весна», «Лето». Это стихи, загадки, потешки, приметы, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, считалки, головоломки, физминутки и пальчиковые, подвижные игры, дидактические игры и упражнения. Явления живой и неживой природы, труд людей в разное время года. Определила для себя цель и задачи моего пособия.

Цель: сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, бережное к ней отношение

- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д. ;

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.)

-развивать ориентировку в пространстве: вверху – внизу, справа – слева.

-развивать внимание, память, наблюдательность, любознательность, воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику.

-уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе, активизировать словарный запас, развивать связную речь, побуждать высказывать свои впечатления, свое отношение к происходящему.

Дальше встал вопрос как это всё связать воедино или разместить? Много существует форм - это и папки –передвижки, разнообразные ширмы, лэпбуки. Но мне понравилась идея о создании развивающей книжки или папки-планшета из ткани или фетра. Для удобства я сделала страницы съемными.

Учла все принципы ФГОС ДО - принцип безопасности, возрастной адекватности, вариативности, насыщенности, транспортируемости и другие. Каждая страничка была мной прорисована на листе бумаги, а в процессе изготовления приходили все новые идеи по использованию каждого элемента, предмета, объекта. Использовала яркие, фактурные и безопасные детали, чтобы информация на страницах была интересная для малышей, познавательная, увлекательная и загадочная. Составила картотеку дидактических игр, где и нашли отражения все области развития: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физкультурное.

И вот что у меня в итоге получилось!

Д/игры «Когда это бывает», «Вершки и корешки», «Один –много», «Назови лишний предмет», «Назови одним словом», «Назови детенышей», «Назови кто где живет», «Назови птенчиков», «Овощи и фрукты», «Скажи где растут?», «День – ночь», «Сосчитай снежинки», «Чудесный мешочек».

Словарные игры «Угадай по описанию», «Опиши что видишь».

Игра на внимание «Кого или чего не стало».

Я получила колоссальное удовольствие от работы над книгой, ведь так приятно осознавать, что твое творение принесет огромную пользу маленьким детишкам.

Наша "новинка" прижилась в группе и очень понравилась детям. Будем продолжать творить и дальше!

Ожидаемый результат:

Используя развивающее пособие «Времена года», дети научились замечать сезонные изменения в природе, могут рассказать, что делают люди, что происходит с растениями и как ведут себя животные в разное время года. Данное пособие способствует развитию грамматически правильной речи, любознательности, формированию логического мышления, памяти. Малыши с помощью съемных деталей развивают моторику пальцев.

Обратила внимание, что ребята стали более доброжелательными, проявляют инициативу по оказанию помощи животным и растениям.

Очень буду рада, если кому -то моя идея понравится и воспитатели ДО возьмут на заметку идею по созданию и использованию развивающих дидактических пособий своими руками. Пособие может быть использовано и учителями-логопедами, и музыкальными руководителями, и родителями при ознакомлении детей по данной лексической теме. Отправляясь с малышом на прогулку, чтоб обращали внимание на изменения, происходящие в парке, дворе, по дороге домой или в детский сад.

Сам процесс создания книги очень интересный и все зависит от вашей фантазии. Желаю всем творческих находок и успехов в воспитании детей.

Сезонные наблюдения «Зима»

Задачи:

Воспитывать интерес к зимним праздникам

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сугробы, снежинки,сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Находить отличительные признаки этого времени года.

Учить замечать красоту родной природы и высказывать свое отношение к увиденному.

Правила игры.

Взрослый загадывает загадки о времени года. Ребенок угадывает о каком времени года речь и подбирает страницу из книжки, объясняя свой выбор.

-Какое время года изображено на страничке?Почему ты так думаешь?

- Какие еще приметы (явления) зимы ты знаешь?

-А ты любишь зиму? За что?

- Давай прогуляемся по этой волшебной страничке и посмотрим, что еще можно здесь увидеть.

Ребенок рассматривает страничку и называет предметы со страницы.

Предложить ребенку потрогать, спросить какой формы, цвета тот или иной предмет?

- Какого цвета больше всего на картинке?

-Почему больше всего белого?

- Снег какого цвета? А снежинки?

-Какие снежинки?На что похожи?

Посмотри как они переливаются. Сверкают?

- А какой сказочный праздник ждут все и взрослые и дети!

-А какое дерево мы украшаем на Новый год? Споем песенку про это дерево.

- Какого цвета елка? (Зеленая).А как называются листики ёлочки?

-Большая или маленькая (Большая)

- Почему елки кажутся маленькими? (Они вдали) –Сколько здесь елок?

Предложить почитать для ёлочки стихи и загадки.

А теперь послушайте загадку и попробуй ее отгадать.

Меня не растили – Глаза - угольки,

Из снега слепили. Ручки – сучки.

Вместо носа ловко Холодный, большой-

Вставили морковку. Кто я такой? (снеговик)

- А на нашей страничке есть снеговик?

-А ты делал когда-нибудь снеговика?

-Из чего сделан снеговик?

-Какой формы его части тела?А нос? Ведро?

-Сколько комочков снега пошло на снеговика?

- Почему комки разной величины?

- Ручки есть у снеговика? Какие они?

- Из чего делают ручки ребята на улице?

Предлагаю тебе построить снеговика!

-Какой ком будет первым?Где он расположен?

-А второй ком какой (поменьше).

-Куда его поместим (на большой ком)

-Что ещё забыли?

-Какой получился Снеговик?

Ой!Какого веселого Снеговика ты построил! Молодец!

Можно прочитать стихи о снеге, Снеговике, зимних забавах, морозе.

-А вот спрятался зайка! Почему зайка белый?

-Как зовут детишек зайчика?

- Какая шубка у зайчика? (Белая, мягкая, теплая).

- Что делает зайчик?

-От кого зайка прячется под деревом?

-Какое у него настроение? Как ты думаешь?

Вспомнить стихи, физминутки, загадки про зайчика.

Считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять, Нужно заиньку ловить.

Вышел зайчик погулять. Снова будем мы считать:

Что нам делать? Как нам быть? Раз, два, три, четыре, пять.

Что это за сугроб? Как ты думаешь –кто там?

-Что делает медведь? (Спит в берлоге).

Д/у «День-ночь»-действие по сигналу, знание частей суток

Взрослый предлагает ребенку прикрепить солнышко на липучке.

Если светит солнце, значит сейчас (день, если мы прикрепим месяц,

то будет? (ночь).

Можно выложить по желанию ребенка предметы со странички и поиграть. На слово «Ночь»-дети закрывают глаза и взрослый убирает один предмет. По команде «День»-дети открывают глаза и говорят какого предмета не стало.

- А что все делают ночью? (спят).

- Тогда давай прощаться с нашими зверятами. Тебе понравилась наша зимняя прогулка?А что тебе понравилось больше?Какое у тебя стало настроение?

Сезонные наблюдения «Весна»

Задачи:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе:

тает снег, прилетают птицы, разливаются реки, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

Наблюдать гнездование птиц, рассказывать о скворечниках.

Правила игры

Взрослый предлагает ребенку выбрать страничку для беседы.

Почему ты выбрал именно эту страничку. Чем она привлекла тебя? Ответ ребенка.

Давай попробуем отгадать загадку.

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла. (весна)

Вспомнить стишки, потешки, считалки, скороговорки.

- Назови предметы, которые ты видишь на страничке. Давай рассмотрим с тобой

подробнее.

- Какие признаки весны ты увидел? Перечисли.

- Опиши погоду (светит солнышко, по небу плывут белые облака. День солнечный.

Появляются первые цветы. Тает снег, появляются лужи).

- А что ещё растет весной? (Трава, цветы, кусты, деревья)

- Что за птица прилетела к нам на страничку?

- Как люди помогают птицам? Что они строят для них? Как называются эти домики (скворечники).

- А ты хотел бы смастерить домик для птиц? Как он называется?

- А ты любишь играть? Давай поиграем?Взрослый называет птицу, а ребенок- птенчика.

Д/и «Назови птенчиков»

У вороны – воронята у воробья – воробьята, у совы – совята.

У галки – галчата у грача – грачата.

-Знаешь, как называются домики разных животных?

Д/и «Назови домик животного»

У птицы- гнездо у волка – логово

У лисы – нора у медведя –берлога.

Всегда надо хвалить ребенка- «молодец, как здорово».

- Что еще тебя привлекло? - Дерево.

- Расскажи какое оно? Что ты видишь на нем? Потрогай листочки, цветочки.

-Сколько цветочков? (Один. Много. Ни

Д/и «Один – много»

- Найди чего еще на страничке много, а что одно.

- Молодец. Ты меня очень порадовал.

В конце можно спросить: «Тебе понравилось путешествовать по страничке? Какое у тебя настроение?»

Сезонные наблюдения «Лето»

Задачи:

Расширять и обогащать представление детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь животных и растений (природа "расцветает", много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей, людей. Как меняется жизнь людей летом.

Даю представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные – маслята, опята, лисички и т. п. ; несъедобные – мухомор, ложный опенок).

Правила игры

Взрослый задает детям вопрос:

- Ребята, а вы знаете какое время года изображено на этой страничке (ЛЕТО)

- Почему вы решили, что здесь лето? (На голубом небе светит солнышко

Летают бабочки, птички, цветут цветочки. В траве ползают божьи коровки. В саду на дереве созрели яблоки и груши).

- Давайте ещё раз рассмотрим страничку, потрогаем предметы!Какие они на ощупь?

- Опишите какие яблоки по форме, цвету, размеру? Какие бывают на вкус? (Круглые. Большие, маленькие, красные, зеленые, сочные, сладкие, кислые.)

-А где растут яблоки (на дереве)

-А деревья где (в саду)

-А овощи где растут?

-А как вы думаете зачем выращивают овощи и фрукты?

Поиграем с вами в игру.

Д/и «Фрукты и овощи»-умение группировать предметы по признаку-овощи,фрукты

В игре участвуют двое детей. Детям предлагается разобрать овощи и фрукты по корзиночкам. Кто быстрее и правильно соберет?

Широко использовать стихи о лете, загадки о характерных для лета явлений природы.

Физминутка «В небе»

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Раз, два, три, четыре, пять -

Вместе мы идём гулять. (Идём на месте)

А над нами что такое?

Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх)

Солнышко там ярко светит. (Руки вверху, растопыриваем пальцы)

Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны)

А по небу что плывёт?

Это белый пароход? (Поднимаем руки вверх)

К нам плывут издалека,

Словно лодки, облака (Водим руками справа налево)

В небе птички пролетают

Высоко и низко. (Машем руками, как крыльями)

А живут где эти птички?

Далеко и близко. (Машем руками перед собой)

Сезонные наблюдения «Осень»

Задачи:

Воспитывать желание помогать взрослым в уборке урожая, листьев.

Закреплять представление о том, что похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Формироровать представления о сезонных изменениях (подготовка диких животных к зиме)

Вызвать интерес к окружающему миру, быть наблюдательными, замечать красоту осенней природы.

Правила игры:

Взрослый загадывает загадки о времени года. Читает стихотворение.

Ребенок подбирает страницу из книжки, объясняя свой выбор.

-А как ты догадался?

-Какая погода характерна для этого времени года?

-Какие работы у людей в поле,на огороде, в саду?

Загадать загадки об овощах и фруктах.

Д/и «Овощи-фрукты», «Назови лишний предмет»,

«Назови одним словом», «Один. Много».

-Как ведут себя насекомые?

-Каких насекомых ты видел на участке?Какого они цвета?

-Можно ли давить букашек?Почему?

-Каких птиц мы наблюдали во время прогулки на участке д/с?

-Что птички кушают?

-А ты знаешь, некоторые птички улетают в теплые края!А почему, как ты думаешь?

-Как называются птицы, которые улетают?

-А как назывыаются птицы, которые суровую зиму встречают в городе?

-Какие птицы готовятся к отлету в теплые края?

-Как готовятся к зиме дикие животные?

Предложить вспомнить загадки о животных, стихи, считалки,

потешки, скороговорки.

Словесная игра «Угадай по описанию».

Ребенку дается описание зайчика, ежика, тучки. (Называя его свойства, цвет,

величину, расположение на страничке). Ребенку, необходимо угадать,

о чем или о ком идет речь.

И наоборот. Ребенок пытается описать задуманный им объект и взрослый или другие дети отгадывают его.

-Ты видел когда-нибудь настоящего, живого ежика?

- Этот ежик похож на того, которого ты видел?

- Чем похож?

- Чем отличается?

- Что делает этот ежик? (Собирает грибы)

- Значит, как его можно назвать? (грибник)

- О чем бы ты спросил ежика?

- Вспомни стишок про ежика.

Д/и «Назови детенышей»

У ежа – (ежата) у лисы – (лисята)

У медведя – (медвежата) у волка – (волчата)

У зайца – (зайчата) у белки – (бельчата)

Если ребенок затрудняется, взрослый проговаривает сам и просит повторить ребенка, хвалит его.

Словарная работа «Опиши, что видишь!»

- Давай еще посмотрим на картинку.

- Кого ты еще видишь? (Зайчика).

- Где сидит зайчик?

- Это зайкин огород, как ты думаешь?

- Какое у зайчика настроение (Он рад, доволен, он веселый)

-Почему зайчик доволен?

-Что зайчик держит в лапке (морковку)

- Какая морковка по цвету?

-А какой она формы?

-Ты любишь морковку?

-А почему надо кушать морковку?

-А какая она на вкус?

-А на что похожа морковка?

-Сколько морковок у зайчика?

-Что он будет делать с морковкой?

-Зайчик любит морковку?

-А что еще любит зайчик (капусту).

Игровое упражнение «Капуста»

Д/и «Назови лишнее»-умение группировать предметы по определенным признакам

- Яблоко, груша, апельсин, лук;

- Капуста, морковь, репа, слива.

Какой молодец!

Игра на внимание «Кого или чего не стало?»-память, внимание

Выложить на столе четыре –пять предметов (листик, заяц, ежик, грибок,морковка). Предложить назвать их. Потом закрыть глазки. В это время взрослый убирает один предмет. Ребенок должен открыв глаза, сказать какого предмета не стало.

Молодец! Внимательный!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года. Задачи: – Формировать знания об особенностях времен года, их.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Дидактическое пособие для детского сада. Дерево " Времена года". Автор: Кострова Светлана Евгеньевна, воспитатель, МДОУ детский сад № 20.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»» Целью разработки данного дидактического пособия было создать благоприятные условия для эффективного.

Дидактическое пособие для ДОУ «Времена года, месяцы»Дидактическое пособие для ДОУ «Времена года, месяцы» .

Дидактическое пособие «Матрешки — времена года»Дидактическое пособие «Матрешки — времена года» Цель данного пособия: закрепить у дошкольников знания о временах года, их последовательности, изменениях в природе в каждом времени года,.

Дидактическое пособие по экологическому воспитанию «Времена года» Дидактическое пособие: «Времена года» Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям. Полифункциональность.

Дидактическое пособие «Времена года»Дидактическое пособие «Времена года» Доброго времени суток, Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию свою новую работу. Одной из основных задач в формировании.

Дидактическое пособие «Кукла «Времена года»Дидактическое пособие «Кукла «Времена года» Цель: Знакомство детей с цикличностью наступления времен года, учить различать и называть времена года, называть основные признаки каждого.

Дидактическое пособие из фетра «Времена года»Дидактическое пособие из фетра «Времена года» Дидактическое пособие «Времена года» Цель: формирование элементарных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Мастер-класс дидактическое пособие «Дерево — времена года» Мастер-класс для педагогов Дерево: «Времена года». Цель: Расширять и обогащать знания детей о временах года. Учить наблюдательности, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Времена года»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 22:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие «Времена года»» (включая файлы) размещена пользователем ирина щавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД