Татьяна Железняк
Технологическая карта использования моделей для формирования основ пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие
"Технологическая карта использования моделей для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Железняк Татьяна Степановна
Организация: МБДОУ детский сад №101
Иркутская область г. Ангарск
Пояснительная записка
Публикация «Технологическая карта использования моделей для формирования основ пожарной безопасности» размещена в разделах
Наглядное моделирование-воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Применение моделей служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребенка опыта или знаний. С помощью моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная практическая деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия, наличие зрительного плана делает действия детей при возникновении пожароопасных ситуаций или их предупреждении осознанными. Именно этот метод позволяет ребёнку лучше и быстрее запомнить информацию о пожароопасной ситуации, осознать возможные последствия, усвоить алгоритм действий при возникновении пожароопасной ситуации.
Для организации образовательной деятельности по ознакомлению детей с основами пожарной безопасности с использованием моделирования, возникает необходимость внедрения технологических карт.
Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.
Технологическая карта в современном образовании — это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ.
Особенности технологических карт использования моделей для формирования у детей ОПБ :
- сокращает время на подготовку к образовательной деятельности;
- помогает определить содержание материала, предлагаемого для усвоения детям и расчленяет пожароопасную ситуацию или действия при пожаре на ряд детальных пунктов
- подбор моделей концентрирует внимание на существе вопроса, т. е. помогает получить конкретные представления о причинах возникновении пожароопасных ситуациях и способах действия в них;
- повышает эффективность восприятия информации, понимание и усвоение ее в целом.
Данное пособие рассчитано для проведения занятий и игр, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Пособие привлекает своей яркостью, необычностью, дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности.
Описание пособия
Дидактическое пособие содержит тематические дидактические материалы, помогающие приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности.
Материл, из которого изготовлено пособие, это ламинированные листы, силуэтные и предметные картинки (дом, дом с этажами, телефон, утюг, деревья, огонь, бегущий человек, спички, шкаф, гладильная доска и др.)
Цель: способствовать через технологические карты использования моделей формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о пожароопасных ситуациях, причинах их возникновения, способах действий в них.
Задачи:
1. учить детей видеть пожароопасные ситуации, понимать причины их возникновения и возможные последствия;
2. развивать умение оценивать пожароопасные события и знать способы их предотвращения;
3. научить способам поведения в пожароопасных ситуациях;
4. развивать умение оценивать свое поведение и поведение окружающих;
5. познакомить детей с алгоритмом действий при возникновении пожароопасной ситуации или пожаре
Примерные темы:
Технологическая карта по ознакомлению детей с ППБ
1. Тема «Действия при пожаре в доме»
Цель: усвоение последовательности действий при возникновении пожароопасной ситуации.
Оборудование и материалы: фломастеры, карандаши, клей, ножницы
Мотивационный прием и приемы для погружения в тему: видеоролик, наборы картинок, рассказ, литературное произведение.
Актуализация опорных представлений
Где случилось? (в доме)
Что случилось? (пожар)
Что надо делать в первую очередь? (намочить ткань, закрыть ею нос и рот)
Следующие действия? (выйти из горящего помещения)
Какие действия после выхода из горящего помещения? (вызвать пожарных)
Вид моделей : шаблоны, трафареты, карточки-символы
Технологическая карта по ознакомлению детей с ППБ
2. Тема «Действия при пожаре в лесу»
Цель: усвоение последовательности действий при возникновении пожароопасной ситуации.
Материал для погружения в тему: видеоролик, наборы картинок, рассказ, интересный факт, неожиданное открытие, литературное произведение.
Содержание информации, предлагаемой для усвоения детьми правил или знаний
Где случилось? (в лесу)
Что случилось? (пожар)
Что надо делать в первую очередь? (выйти из горящего леса)
Какие действия после выхода из горящего леса? (вызвать пожарных)
Вид моделей : шаблоны, трафареты, карточки-символы
Технологическая карта по ознакомлению детей с ППБ
3. Тема «Алгоритм вызова пожарных»
Цель: усвоение алгоритма телефонного разговора с диспетчером пожарной части.
Материал для погружения в тему: видеоролик, наборы картинок, рассказ, неожиданное открытие, литературное произведение.
Содержание информации, предлагаемой для усвоения детьми правил или знаний
Кто звонит?
Что произошло?
Адрес
Этаж
Сколько человек в горящем помещении?
Вид моделей : шаблоны, трафареты, карточки-символы
Технологическая карта по ознакомлению детей с ППБ
4. Тема «Спички – детям не игрушки»
Цель: осознание пожароопасной ситуации и ее возможных последствий.
Материал для погружения в тему: видеоролик, наборы картинок, рассказ, интересный факт, литературное произведение.
Содержание информации, предлагаемой для усвоения детьми правил или знаний
Кто это? (мальчик)
Чем играл ребенок? (спички)
Где играл? (плательный шкаф)
Что будет потом? (пожар)
Если я так поступлю, то что будет со мной? (грустное лицо)
Вид моделей : шаблоны, трафареты, карточки-символы
Технологическая карта по ознакомлению детей с ППБ
5. Тема «Небрежное обращение с электроприборами»
Цель: осознание пожароопасной ситуации и ее возможных последствий.
Материал для погружения в тему: видеоролик, наборы картинок, рассказ, интересный факт, литературное произведение.
Содержание информации, предлагаемой для усвоения детьми правил или знаний
С каким прибором небрежно обращались? (утюг)
Что произошло? (пожар)
Что загорелось сначала? (гладильная доска)
Что было потом? (загорелась квартира)
Вид моделей : шаблоны, трафареты, карточки-символы
Мотивационные приёмы и приё мы для погружения в тему:
Варианты: картинка, видеоролик, фрагмент мультфильма, рассказ, интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход уже к известному, литературное произведение.
Вид используемых моделей : силуэтные и предметные картинки, шаблоны, трафареты, карточки-символы ПБ.
Моделирование материала предлагаемого для усвоения детям в графической, знаковой, символической или другой форме, что является результатом для деятельности.
Заключение : В результате работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности, можно сделать вывод, что технологическая карта использования моделей облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми. Дети научились видеть пожароопасные ситуации, понимать причины их возникновения и возможные последствия; оценивать пожароопасные события и знать способы их предотвращения; знают способы поведения в пожароопасных ситуациях; умеют оценивать свое поведение и поведение окружающих; знают алгоритм действий при возникновении пожароопасной ситуации или пожаре.
Актуализация опорных представлений.
Отбор содержания: последовательность событий, действий или правил ПБ.
Определить вид используемых моделей : силуэтные и предметные картинки, шаблоны, трафареты, карточки-символы ПБ.
Моделирование материала предлагаемого для усвоения детям в графической, знаковой, символической или другой форме (таблица, цепочка, по кругу, схема., что является результатом для деятельности.