Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития творчества»

Ольга Нестерова
Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

"Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития их творчества и воображения"

Воспитатель: Нестерова О. С.

Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни»

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в повседневную жизнь? Что необходимо для работы?

1. Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвонгом, основателем и президентом общества «За мир через культуру»

1) Будь хозяином своей судьбы.

2) Достигни успехи в том, что ты любишь.

3) Внеси свой конструктивный вклад.

4) Строй отношение с людьми на доверии.

5) Развивай свои творческие способности.

6) Культивируй в себе смелость.

7) Заботься о своем здоровье.

8) Не теряй веру в себя.

9) Старайся мыслить позитивно.

10) Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.

2. Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?

Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.

Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества. Значит, каждое занятие с детьми проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? И др.

3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт – сумка).

4. Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь изобретения.

5. Игры каждый день

«Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т. д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякая, пользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Радари. Вы научитесь и сами придумывать игры и упражнения

Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?

6. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения стола, карандаша, колеса и т. п. Пусть дети увидят, что изобретать значит решать противоречия. Примерные темы: «Как самовар запрягли», «100 профессий компьютера», «Трудовые вещи древнего человека», «машины прошлого, настоящего, будущего».

7. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Применим также прием элепатии - пусть дети представят себе на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?

А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему?

А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра. А пробовали вы рисовать камешками, т. е. выкладывать узоры, рисунки.

А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.

8. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе. Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится.

Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостили детей, не дадут развития психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.

Консультация для родителей

«ТРИЗ в детском саду и дома»

Программное содержание:

• познакомить родителей с технологией ТРИЗ;

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

• познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

• воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

• порекомендовать родителям, использовать игры технологии ТРИЗ дома.

Предварительная работа:

Папка-ширма для родителей «Что такое ТРИЗ?», картотека игр для родителей, изготовление медальонов, буклетов.

Оборудование:

Мультимедийная презентация «ТРИЗ в детском саду и дома», проектор, ручки, блокнотики на каждого родителя, медальоны, картотека игр, буклеты.

Ход собрания:

Педагог: Здравствуйте! Сегодня у нас необычная консультация, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. А что это за страна, расскажут нам наши дети. Я попрошу взяться всем за руки и закрыть глаза.

Выключается свет, презентация. Родители смотрят мультимедийную презентацию о том, что такое ТРИЗ, о методах и технологиях ТРИЗ.

Педагог: Ну, вот мы с вами и познакомились с волшебной страной, называется она как?

Родители: ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Педагог: Правильно! Молодцы! Наши дети знакомятся с ней в детском саду на занятиях кружка «Волшебный сундучок» и в повседневной деятельности, в режимных моментах, в дидактических играх.

Педагог: Давайте посмотрим, как же это происходит. Сейчас вы увидите презентацию работы нашего кружка «Волшебный сундучок».

Педагог: Вот так, мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться, это делать. Так как мы работаем по познавательному развитию детей, игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников. Я предлагаю оправиться вам в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.

РАЗ, ДВА, ТРИ,НАМ ВОЛШЕБНИК ПОМОГИ

В СТРАНУ ДЕТСТВО НАС ПЕРЕНЕСИ!

Ребята, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Маятник»

Я буду называть предмет или явление, если я наклоню руку вправо и скажу (+, то вы называете положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Родители играют в игру.

Педагог: Следующая игра «Теремок». Сейчас по считалочке мы выберем ведущего. Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, например картинки растений, цветов, деревьев.

Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Родители играют в игру.

Педагог: И, последняя игра, в которую мы с вами поиграем: «Волшебный светофор» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Педагог показывает картинку с изображением животного.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Родители играют в игру.

Педагог: Мы постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Сегодня мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, закройте, пожалуйста, все глаза и сейчас мы попросим волшебника перемещений перенести нас в детский сад.

РАЗ, ДВА, ТРИ,НАМ ВОЛШЕБНИК ПОМОГИ

В ДЕТСКИЙ САД ПЕРЕНЕСИ!

Педагог: Вот мы с вами и в детском саду. Сегодня вы прослушали консультацию «ТРИЗ в детском саду и дома». А так как мы с вами прослушали небольшой учебный курс на нашей консультации, мы бы хотели выдать вам удостоверение, о том, что вы прослушали курс ТРИЗ в детском саду и дома в количестве 45 мин и свободно можете применять методы и технологии ТРИЗ дома с вашими детьми. А вот и наш волшебный сундучок. А в нем еще один подарок для вас – это буклеты с краткой информацией и примерами игр.

Педагог раздает, буклеты.

Педагог: А сейчас, я предлагаю оценить нашу консультацию, если вам понравилось наша консультация, то положите золотую монетку, а если нет - серебряную. Спасибо за внимание, я готова ответить на любые ваши вопросы.

Материал: демонстрационное пособие «Круги Луллия», картотека картинок по лексическим темам.

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

1. Тренинг по признаку «Форма (объемная, плоскостная)»

Цель: научить детей переносить форму одного объекта на другой.

1-й круг – объекты природного мира (цветок, рыба, дерево, заяц и т. д.)

2-й круг – объекты рукотворного мира (чашка, самолет, здание, блузка и т. д.)

- Нарисуй или слепи рукотворный предмет в форме природного. (Самолет – цветок: изображение самолета в форме цветка; рыба – часы: часы изображены в виде рыбы).

2. Тренинг по признаку «Материал»

Цель: формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект создан из какого-либо материала.

1-й круг – образцы материалов: стекло, пластмасса, бумага, кожа, резина, шоколад, металл.

2-й круг – картинки с изображениями предметов, сделанных из этих материалов: очки, неваляшка, тетрадь, кожаный портфель, шина, шоколадный заяц, монета.

- Найди материал, из которого сделан объект

- Найди материал, из которого сделана часть предмета.

- Соедини объекты и объясни необычное сочетание.

2.1. Задание на определение признаков объекта.

1-й круг – образцы материалов: шерсть, кожа, резина, стекло, дерево, бумага, металл, мех.

2-й круг – природные и рукотворные объекты.

3-й круг – эталоны формы (бесформенность, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция).

Раскрути круги, совмести сектора кругов, чтобы получился предмет с фантастическими, нереальными признаками. Игра «Хорошо-плохо». Например, чем хорош круглый меховой домик или бесформенное бумажное платье.

Усложнение: прошу рассказать о необычных функциях этих сказочных предметов. Пример: круглый меховой домик перекатывается по дорожке – путешествует, может подружиться с дикими животными…

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Дидактические игры и упражнения с атрибутом «Волшебный мешочек» для развития речи у дошкольниковДидактические игры и упражнения с атрибутом «Волшебный мешочек» для развития речи у дошкольников Игры с "Волшебным мешочком" знакомы многим, решила обобщить те, в которые играю с ребятами на занятиях чаще всего. «Один-много» Цель: обогащение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития творчества»
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 12:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нестерова (УИ 3518984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД