Чалова Наталья
Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Чалова Наталья Валентиновна,воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 323»,
г. Нижний Новгород
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.
Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы речевое развитие воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.
Публикация «Дидактические игры в развитии словаря детей 3–4 лет» размещена в разделах
Начали мы работу с обследования речи детей по методике О. С. Ушаковой. Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Результаты даны на экране. Всего обследовано в сентябре 25 человека из них 11 сформированы умения речевого развития; 17 формируются умения речевого развития. Выше оценки в развитии звуковой стороны и грамматики, ниже в словаре и связной речи.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию речи детей 3 -4 лет в дидактических играх.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию словаря речи :
1. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
2. Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения.
3. Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира.
4. Воспитывать культуру общения.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей 2 младшей группы в дидактических играх :
1. Накопление представлений об окружающем и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
2. Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры по развитию словаря.
3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово” :
Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.
Для развития словаря мы использовали следующие дидактические игры на развитие словаря : разнообразные лото, назови одним словом, домино с картинками, «Чего не стало?», «Кто больше действий назовет?», «Ассоциации», «Что, откуда», «Знаю все профессии», «Чей домик?», «Что растет в саду?». Также использовался наглядный материал: «Мой дом», «Профессии», «Посуда», «Домашние и дикие животные».
Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие виды деятельности. Игры на развитие словаря стоны стали неотъемлемой частью деятельности. В роли, в кукольном спектакле говорят сложные предложения, используют обобщающие слова. Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения
Повторное обследование развития речи по методике О. С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.
Литература:
1. ФГОС дошкольного образования», 2013 г.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать. – С. П., 1999.
4. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Яр. 2015.
5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
Москва «Просвещение» 1984.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. 1990.
7. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. –М. 1984.
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 2015.