Папки-передвижки

Дидактические игры в развитии речи дошкольников

Инна Гуменюк
Дидактические игры в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей и воспитателей.

Говорить мы учимся с пелёнок и продолжаем учиться коммуникации всю жизнь. И, вроде бы - что тут сложного, но говорить правильно, соблюдая нормы русского литературного языка, могут далеко не все.

Психологи считают, что дети до пяти лет - гениальные лингвисты - наиболее открыты для лингвистических экспериментов. Именно в этот период можно и нужно закладывать прочный фундамент грамотной речи. Дети, как губки впитывают все, что видят и слышат. Поэтому весь груз ответственности за то, что мы слышим от наших детей,ложиться на родителей и воспитателей. Перед воспитателем встают непростые задачи: от преодоления родительской инертности, создания условий для развития речи, выбора методов и приёмов до собственного примера. Речь воспитателя должна соответствовать нормам и правилам языка, без этого никак.

Публикация «Дидактические игры в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Одним из условий успешной работы в этом направлении будет использование дидактических игр, так как известно, что игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры, нацеленные на развитие речи у детей, пополняют и активизируют словарь, помогают формировать правильное произношение звуков, ударение, развивают связную речь и умение логически выстраивать свою мысль. Формирование диалогической и монологической речи у дошкольников во многом связано с их умением правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, плюс – овладение процессом словообразования. Способы образования новых слов, с которыми следует познакомить дошкольников, следующие:

1. Приставочный: говорить – раз-говорить, бежать – пере-бежать.

2. Суффиксальный: заяц – зай-чик, мяч – мя-чик.

3. Приставочно-суффиксальный: берёза – под-берёз-ов-ик.

4. Образование слов с помощью соединительных гласных «о» и «е»: рыбу ловит – рыб (о)лов, сам катиться – сам (о)кат.

Конечно же, первые помощники в этом деле – словесные игры. Надо подбирать материал для словесных дидактических игр, так чтобы дети не только запомнили форму употребления слова, но и смогли на практике закрепить полученные знания. Например, словесная игра «Назови ласково» образование новых слов при помощи ласкательных суффиксов (огурец – огурчик, суп – супчик и т. д., «Чьи хвосты?», «Добавь слово» (в клетку влетает, из клетки -) и т. п.

Однако более продуктивными являются дидактические игры в процессе которых задействованы и руки (крупная и мелкая моторика). В моём случае материалом для таких игр послужили крышки от пластиковых бутылок и счётные палочки. Возможности у этого материала достаточно обширны, игры с крышками и палочками развивают мелкую моторику рук, сенсорное восприятие (цвет, размер, форма, величина, положение в пространстве, развитие геометрических представлений и, наконец, помогают развивать речь.

Из крышек и палочек можно выкладывать различные фигуры, домики, деревья, животных, рыб, насекомых, делать целые панно и разыгрывать небольшие диалоги, или монологи, озвучивая, получившихся героев. А если взять прямоугольник цветного картона, краски, глазки и клей – то возможно всё! Ещё крышками и палочками можно украсить ёлочку, или крылышки бабочки, божьей коровки… Крышки – прекрасные предметы-заменители, например, крышки - «монетки» для игры в магазин, или «оладушки», которыми можно угощать гостей, или кукольные тарелки, да просто груз для перевозки в машинах. Можно, даже поиграть в семью: самая большая крышка – это папа, поменьше – мама, и самые маленькие – дети. Они могут гулять, водить хоровод, усесться рядом, даже рассказывать стихи – и дети будут играть без остановки, придумывая что-то своё.

Дидактическая игра «Подбери колёса к машине» формирует знания детей об основных цветах, сравнение предметов по размеру, речевые навыки. Ход игры:

Легковая я машина: жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку сына

Целым скопом я везу.

А ещё в меня, бывает,

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так!

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть машину, определяют, чего у машины не хватает? Колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин, обращает внимание на цвет колёс, объясняет, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

Надеюсь, что я вас убедила, и вы в своей практике тоже будете использовать различные игры с крышками и другим бросовым материалом, например, с коктейльными трубочками

.

Публикации по теме:

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР Вымолова Л. Б., Магистр педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Методическая разработка «Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и.

Дидактические игры для развития речи старших дошкольниковДидактические игры для развития речи старших дошкольников Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе. «Найди лишнее слово» Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов.

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактические игры, направленные на концентрацию внимания у дошкольников и способствующие развитию речи и наблюдательности Игры на развитие зрительного внимания. 1. «Сделай как у меня» Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу.

Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Игра «Распространи предложение» Цель игры – развивать умения.

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР игра имеет исключительное.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детейДидактические игры в развитии изобразительного творчества детей Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе В истории дошкольной.

Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников" Тема: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Консультация «Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2019 в 20:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Гуменюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД