Инна Гуменюк
Дидактические игры в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей.
Говорить мы учимся с пелёнок и продолжаем учиться коммуникации всю жизнь. И, вроде бы - что тут сложного, но говорить правильно, соблюдая нормы русского литературного языка, могут далеко не все.
Психологи считают, что дети до пяти лет - гениальные лингвисты - наиболее открыты для лингвистических экспериментов. Именно в этот период можно и нужно закладывать прочный фундамент грамотной речи. Дети, как губки впитывают все, что видят и слышат. Поэтому весь груз ответственности за то, что мы слышим от наших детей,ложиться на родителей и воспитателей. Перед воспитателем встают непростые задачи: от преодоления родительской инертности, создания условий для развития речи, выбора методов и приёмов до собственного примера. Речь воспитателя должна соответствовать нормам и правилам языка, без этого никак.
Публикация «Дидактические игры в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Одним из условий успешной работы в этом направлении будет использование дидактических игр, так как известно, что игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры, нацеленные на развитие речи у детей, пополняют и активизируют словарь, помогают формировать правильное произношение звуков, ударение, развивают связную речь и умение логически выстраивать свою мысль. Формирование диалогической и монологической речи у дошкольников во многом связано с их умением правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, плюс – овладение процессом словообразования. Способы образования новых слов, с которыми следует познакомить дошкольников, следующие:
1. Приставочный: говорить – раз-говорить, бежать – пере-бежать.
2. Суффиксальный: заяц – зай-чик, мяч – мя-чик.
3. Приставочно-суффиксальный: берёза – под-берёз-ов-ик.
4. Образование слов с помощью соединительных гласных «о» и «е»: рыбу ловит – рыб (о)лов, сам катиться – сам (о)кат.
Конечно же, первые помощники в этом деле – словесные игры. Надо подбирать материал для словесных дидактических игр, так чтобы дети не только запомнили форму употребления слова, но и смогли на практике закрепить полученные знания. Например, словесная игра «Назови ласково» образование новых слов при помощи ласкательных суффиксов (огурец – огурчик, суп – супчик и т. д., «Чьи хвосты?», «Добавь слово» (в клетку влетает, из клетки -) и т. п.
Однако более продуктивными являются дидактические игры в процессе которых задействованы и руки (крупная и мелкая моторика). В моём случае материалом для таких игр послужили крышки от пластиковых бутылок и счётные палочки. Возможности у этого материала достаточно обширны, игры с крышками и палочками развивают мелкую моторику рук, сенсорное восприятие (цвет, размер, форма, величина, положение в пространстве, развитие геометрических представлений и, наконец, помогают развивать речь.
Из крышек и палочек можно выкладывать различные фигуры, домики, деревья, животных, рыб, насекомых, делать целые панно и разыгрывать небольшие диалоги, или монологи, озвучивая, получившихся героев. А если взять прямоугольник цветного картона, краски, глазки и клей – то возможно всё! Ещё крышками и палочками можно украсить ёлочку, или крылышки бабочки, божьей коровки… Крышки – прекрасные предметы-заменители, например, крышки - «монетки» для игры в магазин, или «оладушки», которыми можно угощать гостей, или кукольные тарелки, да просто груз для перевозки в машинах. Можно, даже поиграть в семью: самая большая крышка – это папа, поменьше – мама, и самые маленькие – дети. Они могут гулять, водить хоровод, усесться рядом, даже рассказывать стихи – и дети будут играть без остановки, придумывая что-то своё.
Дидактическая игра «Подбери колёса к машине» формирует знания детей об основных цветах, сравнение предметов по размеру, речевые навыки. Ход игры:
Легковая я машина: жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку сына
Целым скопом я везу.
А ещё в меня, бывает,
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так!
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть машину, определяют, чего у машины не хватает? Колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин, обращает внимание на цвет колёс, объясняет, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
Надеюсь, что я вас убедила, и вы в своей практике тоже будете использовать различные игры с крышками и другим бросовым материалом, например, с коктейльными трубочками
.