юлия кулагина
Дидактические игры как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. С. Кулагина
учитель-логопед,
МДОБУ «Сурокский
детский сад «Солнышко»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука требует от ребенка ежедневных многократных повторений этого звука в словах и фразах. Однообразие логопедических упражнений делают этот процесс коррекции дефектов произношения для ребенка скучным и поэтому малопродуктивным. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.
Публикация «Дидактические игры как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактические игры - это прекрасное средство в коррекционной практике. Игра - основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Играть в дидактические игры весело и занимательно. Ребёнок должен играть даже тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для маленького человека. Поэтому в процессе коррекции речи на этапе автоматизации звука, дидактические игры способствуют повышению качества восприятия и освоения учебного материала.
На сегодняшний день в арсенале логопеда собрано много занимательного игрового материала, что делает занятия увлекательными, веселыми, эффективными. Игровая ситуация создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению.
Игры для занятий подбираются с учетом закрепления навыков произношения поставленного звука, где правила игры составлены таким образом, что ребенку предлагается выполнить задание на уточнение и активизацию словаря, или развитие грамматического строя речи, или совершенствование фонематического слуха, одновременно закрепляя правильное произношение.
Для того чтобы естественная для дошкольников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации учебной, предлагаются детям интересные эмоционально насыщенные игры с духом соревнования, с радостью побед и горечью поражений. «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете», сказал А. Фромм.
Разнообразие дидактических игр, собранных в логопедической копилке, предоставляет детям свободу выбора и дает возможность играя осуществлять процесс коррекции дефектов произношения, которые приносят качественные и стабильные результаты в самые оптимальные сроки. Эффективность коррекционной работы повышается при использовании игр-ходилок, игр-бежалок, игр-ловушек, игр-загонялок, игр-искалок. Для создания азартной игровой ситуации необходимо ставить конкретные цели. А в финале похвалить не только ребенка, который пришел первым, но и тех, кто четко произнес все звуки. «Накал игры не объяснить никаким биологическим анализом. Но именно в этом накале, в этой способности приводить в исступление состоит ее сущность, ее исконное свойство», рассуждал Йохан Хёйзинга. Результативность в коррекции звукопроизношения принесут игры карточного типа, такие как игры-менялки, игры-угадайки, игры-вычитайки, игры-собиралки, игры-смешилки, игры-богатейки.
Основная цель дидактической игры на логопедическом занятии - автоматизация звука. А у каждого ребенка в игре цель – поскорее добраться до финиша, поэтому необходимость четко называть встречающиеся на пути картинки дети воспринимают как игровое правило, которое никому и никогда нельзя нарушать, оно не только не вызывает у детей внутреннего протеста, но и делает игру увлекательнее. Дети старательно выговаривают каждый звук, потому что знают: фишка не сдвинется с места до тех пор, пока слово не будет произнесено правильно. Важно лишь подбирать игры с таким речевым материалом, с которым дети способны справиться на данном этапе коррекционного процесса.
Дидактические игры бесценные помощники в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Комплексный характер дидактических игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза. Компактность и мобильность игр заметно облегчает подготовку к занятиям, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка. Игровая ситуация создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает детей от скованности, побуждает к общению, способствует быстрому нахождению контакта между участниками образовательного процесса.
Список источников:
Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, М. : Гном, 2016 г. -32с.
Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда. Методическое пособие с приложение, - М. : Вентана-Граф, 2015г. – 158 с.