Валентина Шкундина
Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников
Игра «Распространи предложение»
Цель игры – развивать умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Публикация «Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры : Воспитатель говорит начало предложения и просит детей продолжить, опираясь на наводящие вопросы. Например, педагог начинает предложение так: «Ребята спешат… (Куда? Зачем)» или более сложный вариант: «Ребята спешат в сад, чтобы…»
Игра «В гостях у садовника»
Цель игры : учить детей подбору однокоренных слов, а также вырабатывать умение составлять творческий рассказ.
Ребят нужно усадить за столики в кружок, приготовить листы бумаги и цветные карандаши. Затем педагог говорит:
– Представьте, что мы с вами идём в гости к садовнику, который ухаживает за садом, выращивает яблони, груши, сливы, смородину, малину. Он живёт в небольшом домике в центре сада. Как можно назвать такой дом? (Садовый) К этому домику идёт тропинка. Как мы назовём её по-другому? (Садовая.) Какие похожие слова мы назвали? (Сад, садовый, садовая) Какая общая часть есть у всех этих слов? (Сад.)
– Садовая тропинка узенькая, а дорога? (Широкая). Деревья в саду большие, а кустарники? (Маленькие.)
– Много в саду тропинок. Чтобы нам не заблудиться, давайте у жителей сада спросим, как нам найти домик садовника. Вот сидит скворец. Добрый день, скворец. Как нам пройти к домику садовника?
– Я загадаю вам загадку, если отгадаете – скажу. На дереве – дворец, во дворце – певец. Как зовут его? (Скворец.)
– Правильно, а попробуйте рассказать про меня. Как я выгляжу, что я умею делать?
Дети описывают скворца: цвет пёрышек, клюв, хвостик, а затем какие действия он умеет делать (летает, перелетает, взлетает).
Воспитатель просит ребят рассказать про встречу со скворцом. Вместе с педагогом дети рисуют схему своего путешествия, чтобы ничего не забыть и всё рассказать при встрече с садовником.
Игра «Как ты узнал?»
Цель игры : учить распространять предложения и подбирать доводы, находить в предметах существенные признаки.
На доске развешаны картинки с изображением знакомых предметов, а на столе стоят различные игрушечные предметы. Ребята выбирают любой предмет или картинку, называет его. Воспитатель спрашивает: – Как ты узнал этот предмет?
Играющий описывает предмет, стараясь называть его существенные признаки и за правильный ответ получает цветной кружок. В конце игры подвести итог. Выигрывает тот ребёнок, у которого больше кружков.
Игра «Найди картинке место»
Цель игры : учить излагать повествование последовательно.
На столе лежит серия сюжетных картинок, а одну картинку воспитатель даёт игроку. Ребёнок должен найти ей место в ряду, не нарушая последовательность. Если играющий справился, его просят доказать почему он поставил картинку в это место. Ребёнок составляет рассказ по восстановленной серии картинок.
Игра «Кто заметит больше небылиц?»
Цель игры : учить отличать реальные сюжеты от выдуманных, объяснять почему это так, а не иначе.
Правила игры : во время игры нужно быть внимательным, замечать все небылицы, на каждую замеченную небылицу положить на стол фишку (фишку класть только тогда, когда сам определишь, что это небылица, у соседа не подсматривать).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения, в котором есть небылицы. Играющие внимательно слушают и откладывают фишки. Опрос нужно начать с игрока, у которого меньше всего фишек.
Итог игры можно подводить тогда, когда все небылицы названы и объяснены. Кто больше набрал фишек и смог объяснить свой выбор, тот и выиграл.
Игра «Пойми меня»
Цель игры – развитие умения составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Ход игры : Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и вытянуть из мешочка картинку, затем посмотреть на неё, но никому не говорить, что на ней изображено. Каждый ребёнок вытаскивает по одной картинке. Воспитатель предлагает рассказать про свою картинку, не называя сам предмет на картинке. Дети должны угадать, что нарисовано на картинке. Если дети узнали, ребёнок открывает картинку. Дети по очереди рассказывают про свою картинку. Игру проводят на ковре в кругу.
Игра «Отгадай-ка»
Цель игры – обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки и по описанию узнавать предмет. Ход игры : Воспитатель рассказывает правила игры : «Нужно выбрать предмет, находящийся в комнате, и не глядя на него описать так, чтобы мы его узнали.»
Дать ребятам время, чтобы они выбрали предмет для описания и на подготовку к ответу. Затем, воспитатель кладёт на ладошку любому ребёнку камешек, и он начинает игру. Играющий передаёт камешек тому ребёнку, который будет отгадывать. И так по кругу. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек, тому, кто будет отгадывать.
Игра «Какая картинка не нужна?»
Цель: учить находить лишнюю картинку из серии, которая не подходит к рассказу.
Ход игры : На столе раскладывается серия картинок в правильной последовательности и одна из них не подходит (взята из другого набора). Играющий должен найти её, а с остальными картинками составить рассказ.
Игра «Где начало рассказа?»
Цель игры : учить воспроизводить временную и логическую последовательность рассказа с помощью серии сюжетных картинок.
Ход игры : играющему нужно составить рассказ, опираясь на картинки. В свою очередь картинки-это своеобразный план рассказа. Они помогают точно передать сюжет от начала до конца. По каждой отдельной картинке играющий составляет одно предложение, а затем соединяет их в связный рассказ.
Игра «Нарисуй сказку»
Цель: учить составлять к тексту план при помощи рисунков, на который затем можно опираться при рассказывании.
Ход игры : Воспитатель читает сказку и просит ребят записать её последователь при помощи рисунков. Дошкольники рисуют несколько рисунков к сказке, а затем пересказывают её, опираясь на картинный план. Педагог помогает в изображении героев сказки, а также в соблюдении последовательности сюжетной линии.
Игра «Фотограф»
Цель игры : учить описывать картину с опорой на фрагменты картины.
Ход игры : воспитатель вместе с детьми рассматривает большую картину, а затем маленькие картинки внизу. Он объясняет, что это фотограф снял сначала большую картину, а затем сфотографировал отдельные небольшие кусочки той же картины. Найдите место кусочкам картины на большом фото. Опишите большое фото, опираясь на небольшие фрагменты, снятые отдельно, ведь фотограф считал их очень важными.
Игра «Чего не бывает на свете»
Цель игры : учить детей, при рассматривании картинки-нелепицы, находить ошибки и доказывать, что так не бывает.
Ход игры : Воспитатель предлагает рассмотреть картинку-нелепицу, найти неправильные места и доказать, что это нелепица и художник ошибся. Соблюдая правила игры, ребята не только описывают картинку, но и учатся рассуждать.
Игра «Поручения»
Цель игры : учить ребят употреблять повелительное наклонение глаголов.
Педагог везё т на игрушечной машинке детские игрушки: тигрёнка и зайца. Дети в восторге и очень хотят поучаствовать в игре. Тогда воспитатель говорит одному из ребят; -Если ты хочешь, чтобы тигрёнок покатал зайку, то надо сказать «тигрёнок, поезжай!» Ребёнок повторяет. А ты попроси зайца прокатить тигрёнка. А теперь ты попроси зайку попрыгать, станцевать, поклониться, лечь на бочок, на спинку и т. д. Игрушкам можно давать различные команды: «Зайка, ляг на спинку!», или «Тигрёнок, спой песенку». Используя такую игру, дети учатся образовывать глаголы повелительного наклонения приставочно-суффиксальным способом (танцуй – станцуй – потанцуй; прыгай –запрыгай –попрыгай; сядь – присядь).
Игра «Профессии»
Цель игры : учить соотносить глаголы с существительными.
Воспитатель подбирает к данной игре картинке с изображением людей разных профессий (рис. 4) Пекарь, хлебороб, аптекарь, портной, почтальон, продавец, солдат) Затем он просит ребят отвечать на его вопросы. Например:
–Ребята, кто выпекает хлеб? (Пекарь).
– А кто выращивает, убирает хлеб? (Хлебороб).
– Кто отпускает лекарства? (Аптекарь).
– Кто нам шьёт новые платья и брюки? (Портной).
– А кто приносит нам домой письма или открытки? Почтальон).
– Кто продаёт нам конфеты или пряники? (Продавец).
–Ребята, а кто охраняет нашу Родину? (Солдат).