МААМ-картинки

Особенности связной речи у старших дошкольников

Галина Мануйлова
Особенности связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДО и требованиям программы дошкольного образования «От рождения до школы», содержание образовательной программы дошкольной организации должно «обеспечивать разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одним из основных направлений развития дошкольника является речевое развитие. Оно предполагает решение задач и развитие навыков, в связи с этим дошкольник должен уметь :

Публикация «Особенности связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

-проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

- эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» .

Связная речь развивается постепенно и неразрывно связана с развитием мыслительной деятельности дошкольника. В это же время формируется воля и произвольное поведение, развивается воображение и творчество, инициативность и активный словарь. Детские психологи считают, что наиболее эффективным и благоприятным для развития связной речи является возраст от 2 до 6 лет. И соответственно перед школой в 5-7 лет педагоги и родители еще больше хотят развивать связную речь и родной язык, его функции (навыки общения, умение понятно изложить мысль и свои чувства). Все эти важнейшие навыки и качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Связная речь в игровой деятельности помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром, определяет и корректирует поведение в обществе, что является важным условием для формирования его личности, выполняя тем самым социальные функции. Педагоги особую роль отводят монологической речи ребенка, но первым, дети дошкольного возраста овладевают диалогической речью. Диалог происходит в игре, в познании чего-то нового для ребенка. Монологическая речь более сложна для ребенка. Она более литературная и у большинства детей происходят некоторые затруднения в изложении своих рассказов, в логической последовательности, в структуре высказываний, в их языковом оформлении. Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения, подобрать игры по возрасту. Обе формы связной речи играют важную и первостепенную роль в процессе речевого развития ребенка в общей системе работы по развитию связной речи в дошкольном учреждении. В старшем дошкольном возрасте дети уже умеют активно участвовать в беседе с несколькими собеседниками, отвечать на вопросы полными ответами, комментировать и дополнять ответы других, сформулировать вопрос. Так же активно они включаются и в процесс игры. Диалог зависит от сложности поставленной задачи в совместной игровой деятельности детей. Совершенствуется постепенно и монологическая речь. Это происходит, когда дети делают описательные рассказы предметов или явлений, пересказы сказок и рассказов, рассуждают о чем-либо, усложняется и игровая деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми рассуждениями, в основном в виде сложноподчиненного предложения с союзом - потому что, за то, что, поэтому. Дети 6 лет активно употребляют существительные и глаголы, реже прилагательные и числительные тем более предлоги и союзы. В своей игровой деятельности дети учатся контролировать и оценивать себя и других, понимать, то что они делают, стараются действовать по правилам.

Стоит отметить что отношение современных дошкольников к игре заметно изменилось. Популярные среди детей такие игры как прятки, догонялки, дочки-матери, больница, гараж, воспринимаются ими не так, как например 15-20 лет назад. Дети в большинстве случаев не знают основных правил игры и не считают их выполнение обязательным. А в идеале детская игра по правилам является «школой» произвольного поведения, и никакая деятельность выполнить эту задачу не может. Произвольность поведения - это осознанность, самостоятельность, ответственность, действия по правилам, внутренняя свобода. Когда ребенок, отстранен от игры или не умеет участвовать в ней, он не приобретает всех этих навыков. В итоге поведение дошкольников не развивается, остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих и взрослых. Очень важна роль педагогов или родителей, которые должны помогать детям, играть по правилам, игра не может возникнуть сама по себе и правила тоже. Они, как и многое другое, передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, то есть старшие дети или взрослые должны обучить младших, как и с чем, играть. Сворачивание игровой деятельности приводит к неверному пути психического речевого и личностного развития.

Словарный запас ребенка нормального развития, с нормальным слухом и зрением, по разным источникам к 7 годам составляет от 4000 до 7000 слов. Звукопроизношение почти не отличается от взрослого человека, за исключением некоторых звуков, типа «р» или «л». Они имеют необходимый для свободного общения активный словарный запас, правильно пользуются грамматическими формами и категориями, выразительными и точными становятся их высказывания. Дошкольники чаще начинают использовать в своей речи различные понятия, сложные словосочетания (дождливый день, пушистый кот, понимать и употреблять метафоры (солнце улыбалось, мороз щипался). Расширяется употребление многозначных слов, дети понимают и используют в своей речи слова с переносным значением (каменное здание, каменное лицо, могут подбирать синонимы (огонь и пламя, которые более точно отражают свойства предметов и действия, происходящие с ними. Так же можно отметить, что речевая активность детей 6-7 лет во время какой-либо самостоятельной деятельности и в игре снижается, по сравнению с 5 летними детьми. Причины этого снижения – переход внешней речи во внутреннюю. Само по себе это снижение речевой активности не считают отрицательным явлением. В возрасте 6 лет в речи дошкольников начинают преобладать распоряжения и просьбы (отдай, принеси, отойди). Это означает что речевые навыки, которые дети получили в средней группе дошкольного учреждения, недостаточно закреплены, они требуют совершенствования и многократного повторения. Но в то же время дети с нормальным развитием речи уже могут развернуто ответить на вопрос, обобщают, делают выводы и умозаключения, спорят, отстаивая свою точку зрения. В этом возрасте у них появляется умение, с подсказками воспитателя или взрослого последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему, с использованием наглядного материала и без, то есть они обладают навыками рассказа и пересказа.

В рамках ФГОС ДО «целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Обладание установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства; активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владение разными формами и видами игры, различие условной и реальной ситуации, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошее владение связной речью». Все эти навыки, ориентиры и цели достижимы для дошкольника, все они могут быть реализованы в сюжетно-ролевых играх, при правильном выборе методов обучения в дошкольном учреждении и положительной психоэмоциональной окружающей обстановкой в дошкольном учреждении и в семье.

Публикации по теме:

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР» ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет важное.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Презентация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники» Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники Из истории… Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе».

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности Общие основы формирования связной речи детей с ОНР Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. " В современном мире значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 11:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности связной речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мануйлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД