Александра Сереевна Золотарева
Дидактические игры для умственного и цветового развития «Сенсорные дощечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 поселка Комсомолец
муниципального образования Ейский район
Методическая разработка
Выполнил:
Воспитатель
МБДОУ ДСКВ №3
пос. Комсомолец
МО Ейский район
Золотарева Александра
Публикация «Дидактические игры для умственного и цветового развития „Сенсорные дощечки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
2022 год.
Содержание:
1. Актуальность…
2. Цель…
3. Вводная часть…
4. Основная часть….
5. Заключительная часть…
Актуальность данной разработки.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе; Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Цель разработки: В процессе дидактических игр направленных на формирование цветовых эталонов, развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Развивать умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов.
Вводная часть.
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, угрюмым; желтое - все кажется радостным и веселым, даже если день пасмурный. Думаете несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
С раннего возраста дети пользуются ограниченной палитрой цветов, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют, а далее они учатся подбирать цвета, оттенки и создавать образ в рисунке, аппликации, а также выражать индивидуальное отношение к цвету.
Исследования показывают, что художественно-творческая деятельность – это естественное и увлекательное занятие дошкольников, это самый первый опыт выражения ребенком своего отношения к окружающему его миру, это возможность проявления фантазии и творчества.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и точнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Решение задач по формированию цветового восприятия подразумевает создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.
Для формирования у детей чувства цвета большое значение имеет также использование пособий. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, произведений искусства, литературы, дидактических игрушек.
Ведущими средствами в развитии цветового восприятия детей являются дидактические игры и игрушки. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, раскладывать по основному цвету и оттенкам.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, черный, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета.
Основная часть.
При ознакомлении детей с цветовой гаммой применимы следующие дидактические игры: «Собери радугу», «Цветик-семицветик», «Найди пару», «Цветные карандаши» и т. д.
А можно придумать свои игры исходя уже из известных, использовать различные бросовых материалы и фантазию. Вот так и автор, исследуя просторы интернета, пришел к выводу, что знакомить детей с цветами, и их оттенками, можно просто и легко, а главное интересно. И ведь многого для этого не нужно, просто взять все что есть под рукой и сделать увлекательные игры.
Когда автор думал, как же сделать изучение цветов с детьми интересным и увлекательным, и главное разносторонним, ему пришли мысли, что можно задействовать не только глаза детей, но и руки, развивая тем самым не только зрительную память, внимание но и сенсорные навыки детей, мелкую моторику рук. И автору на ум пришли обыкновенные бутылки. А почему нет? Мы каждый день покупаем воду в бутылках, после опустошения бутылки, просто отправляем ее на утилизацию, а ведь ее можно использовать на свое усмотрение.
Вот так, автор, раздумывая, как можно использовать бутылку, чтобы она могла быть полезна для развития навыков детей, обратил внимание на крышку, тем самым понимая, что мы ее закручиваем. И вуаля. Автор понял, что можно использовать крышки и горлышко от бутылки, сделав их цветными и пользоваться ими как дидактическим материалом.
Так же размышляя о том, как сделать чтобы это было еще и удобно в использовании, автор дома обнаружила остатки пластика для отделки стен, и решил, что не зря придумана акция «Пластик на пользу людям», и так же использовал его для основы своей задумки.
Для сбора бутылок, автор объявил не большую акцию с участием детей, родителей, педагогов и всего коллектива детского сада и начали собирать бутылки. В итоге мини – акции у нас собралось достаточно большое количество бутылок и тут моя фантазия разыгралась.
Автор представляет вам, игры сделанные своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленных на формирование цветовых эталонов.
Создание дидактических игр «Сенсорные дощечки»:
1. Для начала, автор канцелярским ножом отрезал голышко от бутылок, оставив около 4-5 мм основания, для лучшего закрепления в основе.
2. Из пластика вырезал нужного размера «сенсорную дощечку».
3. Так же при помощи канцелярского ножа, автор сделал отверстия в основе, по размеру горлышка от бутылки.
4. Чтобы для детей было интересней играть в изобретенную автором игру, автор решил придать ей цвет, при помощи красок разных цветов.
5. Для того чтобы игра была прочной, автор закрепил горлышко от бутылок в основе при помощи горячего пистолета и клея.
6. Чтобы игру сделать разнообразной, автор разработал ряд вспомогательных карточек к каждой игре, при помощи редактора покрасив в нужные цвета.
7. И под цветные картинки, покрасил крышки в подходящие цвета.
Взяв за основу того что с детьми раннего дошкольного возраста, мы начинаем изучать 4 основных цвета, то автор решил, что для этого можно сделать небольшую сенсорную дощечку (так автор ее назвал, и использовать 4 горлышка и 4 крышки, предварительно окрасив их в нужные цвета. Посмотрев на готовую задумку, автор пришел к выводу, что можно сделать похожий вариант для младшего возраста, немного его усложнив, добавив еще 4 цвета, изучение которых мы вводим непосредственно в младшей группе. Вот так у автора получились игры «Волшебные цвета» и «Вот какие у нас цвета». Для того чтобы развивать в этой игре еще внимание и мышление детей, автор сделала карточки для образца накручивания крышек с разным цветовым порядком, чтобы глядя на карточку ребенок накручивал крышки в том цветовом порядке, что и на карточке.
Далее автор подумал, что если есть игра «Цветик – семицветик», то почему бы ее не усовершенствовать, используя так сенсорные дощечки. И таким образом получил игры «Чудо цветок» и «Цветик». Для этих игр автор так же создал цветовые карточки, в виде цветка, но немного разнообразил их, так, чтобы дети при помощи воспитателя могли эту карточку надеть на сенсорную дощечку и подобрать крышки нужных цветов и дополнить лепестки.
На этом автор не остановился, и опять же обратился к просторам интернета и увидел игру «Подбери колесо автомобилю». И тут ему пришла мысль, что так же можно использовать крышки, горлышки и дощечки. Думая о создании такой сенсорной дощечки, автор понял, что тут еще можно использовать и большие крышки. И в этой игре будут введены еще такие понятия как «большой» и «маленький». Вот так и получилась игра «Цветные автомобили», которую можно использовать как в раннем дошкольном возрасте, так и в младшем, усложняя в цветовых карточках.
Еще одна игра "Разноцветные жучки"
Все игры, сделанные автором, безопасны в использовании, их можно обрабатывать как водой так и бактерицидной или кварцевой лампой.
Заключительная часть.
Как показала практика, детям стало более интересно осваивать цвета и легче их запоминать. Эти игры можно использовать как в организованной деятельности, так и в индивидуальной деятельности педагога с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Для легкого использования игр другими педагогами, автор создал картотеку дидактических игр «Сенсорные дощечки».