Ольга Дивина
Дидактические игры по экологии «Животные и растения. Неживая природа» для младшего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры животные и растения.
Младшая группа.
Игра «Кто больше услышит?»
Цель: развивать слуховое восприятие, учить слышать голоса природы.
Ход: в лесу, на лужайке, в парке, около воды дети ложатся на спину и поднимают руки вверх, со сжатыми кулаками. Услышав шум ветра, плеск воды, пение птиц и т. д., ребенок отжимает один палец вверх. Выигрывает тот, кто больше услышит и назовет разных голосов природы.
Игра «Угадай по описанию».
Публикация «Дидактические игры по экологии „Животные и растения, Неживая природа“ для младшего и старшего возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- В мире растений. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Неживая природа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Развивать речь детей, память, обогащать словарный запас, закреплять название домашних и диких животных. Учить составлять маленькие описательные рассказы.
Оборудование: картинки с изображениями домашних и диких животных.
Ход:
Дети сидят полукругом, ведущий (1 ребенок или воспитатель) описывает животного, остальные дети должны узнать описываемого животного.
Игра «Принеси, что скажу».
Цель: закреплять представления детей о природе родного края.
Ход: детей делят на 2 команды, дети рассчитываются по порядку номеров, запоминая свой номер. Вдали от детей для 2 –х команд приготовлены 2 коробки с одинаковыми наборами природного материала (шишки сосновые, кедровые, лиственничные, веточки, листья разных пород деревьев, плоды, косточки и т. д.). По команде: «№4 – лист березы!», оба 4-х номера из обеих команд бегут к своим коробкам, ищут названный предмет и приносят ведущему. Прибежавший первым, получает для команды фишку, например, шишку сосны. Побеждает команда, набравшая большее количество шишек.
Игра «Назови это дерево».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Формировать представления о деревьях, кустарниках, развивать зрительную память.
Ход: дети делятся на 2 команды. Ведущий предлагает каждой команде поочередно листья с разных деревьев и кустарников. Нужно определить, кому принадлежит лист. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.
Игра «Угадай, что в руке?»
Цель: развивать память, учить определять предметы, пользуясь одним анализатором, приближать детей к естественной природе.
Ход: дети стоят в кругу, руки за спиной, ладони раскрыты. 1 вариант. Педагог вкладывает в ладонь детям природный материал : косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений и т. д. Дети должны определить и назвать, что у них в руке. 2 вариант. К вышеназванному материалу можно добавить пробки, катушки, стаканчики, флаконы и т. д. Задание детям – сделать шаг в круг тем, у кого в руке предметы, являющиеся мусором в лесу.
Старшая группа.
Игра «Найди быстро».
Цель: упражнять детей в различении предметов по форме, размеру, цвету; приблизить детей к естественной природе.
Ход: в лесу, на лугу найти предметы определенного размера: с твой нос, величиной с ладошку, с твой след и т д. Рассортировать по цвету, по размеру. Что среди найденных предметов лишнее – пакеты, пробки.
Игра «Поезд».
Цель: закреплять знания о внешнем виде листьев разных растений. Развивать внимание.
Ход: дети движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руке лист растений : тополя, черемухи, боярышника, клена, березы и т. д. Педагог называет остановки, например, «черемуха». Дети с листьями черемухи выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.
Игра «Найди такой же».
Цель: развивать память детей, внимание, интерес к природным объектам.
Ход: под салфеткой 10 различных предметов: шишек разных пород деревьев, семян, листьев, веток, плодов и т. д. Открыть салфетку на 25 секунд, предложить детям хорошо рассмотреть и запомнить предметы. После этого предложить детям найти такие же объекты в окрестностях. Через 5 минут подозвать детей снова. Вынимая предметы из-под салфетки, рассказать о них интересные истории.
Игра «Домашние животные».
Цель: Закреплять и расширять знания о домашних животных. Обогащать словарный запас детей. Учить соблюдать правила. Воспитывать быть сдержанным.
Ход:
Детям раздаются карточки, где изображены домашние животные. Ведущий (воспитатель или ребенок) показывает картинку, ребенок, у которого есть это животное должен назвать его и рассказать все, что он знает об этом животном. (6-8детей).
Игра «Чьи детки».
Цель: Закреплять и расширять знания о домашних и диких животных и их детенышах. Учить детей соотносить и называть правильно детенышей животных. Развивать и обогащать речь детей в назывании детенышей.
Ход:
Детям раздаются карточки с изображениями животных и их детенышей. Дети должны соотнести правильно животного с детенышем, назвать и рассказать о них.
Дидактические игры неживая природа.
Младшая группа.
Игра «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
Игра «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет ( например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
Игра Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
Старшая группа.
Игра «Все по домам!»
Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов, по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды, можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку, по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т. д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
Игра «Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т. д., какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
Игра «С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды, можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку, по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т. д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
Игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры : на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаё т вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игра «Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?