Алина Саветина
Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры направленные на формирование
грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Морфология
Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Ход игры : детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал:
- У меня красный шар.
- А у меня красные шары (ребенок).
Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры : детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал:
- У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?
Словообразование
Игра «Закончи предложение».
Цель: формирование умения подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Наглядный материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную-поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки,под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Игра «Назови ласково».
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: мяч
Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький.
Синтаксис
Игра «Составь описание»
Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры:
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)
Игра «Подбери признак»
Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры :воспитатель называет слово и задает вопросы (какой, какая, какие, какое), ребенок отвечает.
Например :
Куртка (какая) – красная, зимняя, теплая ….
Сапоги (какие) –зимние,темные ….
Шарф (какой)
Перчатки (какие)
Туфли (какие)
Шуба (какая)
Рубашка (какая)
Дидактические игры, направленные на формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.
1. Игра «Один – много»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры : Детям демонстрируется картинка с изображением одного предмета и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал:
- У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Учить детей образовывать формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: Предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры : На доску вывешивается сюжетная картинка «Лес», дети рассматривают картинку, а воспитатель постепенно вывешивает вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
Дидактические игры, направленные на формирование синтаксического строя речи у детей дошкольного возраста.
1. Составь описание
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры:
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)
2. Скажи точнее
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Ход игры:
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
Дидактические игры, направленные на формирование словообразовательного строя речи детей дошкольного возраста.
1. Продукты питания
Для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Расширять предметный словарь и словарь признаков по теме: «Продукты питания».
Ход игры:
Воспитатель: Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:
САХАР - ЛИСИЦА - САХАР-НЫЙ
(воспитатель голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»)
Дети: САХАР - САХАР-НЫЙ
Воспитатель: Послушайте еще раз, как звучат эти слова.
САХАР - САХАР-НЫЙ
Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?
Дети: «САХАР».
Воспитатель: Чем не похожи эти слова по звучанию?
Дети: «НЫЙ».
2.«Кто что делает?»
Для тетей младшего дошкольного возраста.
Цель: Учить детей понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т. п.).
Оборудование:
Картинки с изображением действий.
Ход игры:
Ребенок называет, что делает мальчик (девочка, что сделал мальчик (девочка).
Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т. д.