Получи документы

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников

Светлана Егорова
Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Помочь детям овладеть способами познания помогает игра. Дидактическая игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.).

Публикация «Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах

Игра «О чем я сказала»

Цель этой игры совершенствование понимания детьми многозначности слов, сопоставления их значения.

Есть слова близкие по смыслу, есть и противоположные, есть слова, которые обозначают много разных предметов. Головка – так можно ласково назвать голову ребенка. А можно так назвать утолщенную часть чего-то: головка лука, головка чеснока….

Звонок – у велосипеда, в школе, дверной звонок.

Нос – у человека, у животных, у самолета, у корабля, у чайника.

Ножка – у стула, у гриба, у ребенка.

Можно предложить рассмотреть такие слова: ручка, молния, глазок, крыло, язычок, румяный, слабый, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и другие.

Потом дети составляют предложения с названными словами.

Игра «Подбери слово»

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Снег (что делает) падает, кружится, ложиться, порхает, скрипит, тает, покрывает, и т. д.

Мороз (что делает) морозит, трещит, крепчает и т. д.

Ветер (что делает) дует, метет, завывает, воет и т. д.

Солнце (что делает) светит, а не греет.

Игра «Слова – родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

К слову «снег» :

- Как называется комок из снега, который бросают, играя? (снежок).

- А звездочка из снега? (снежинка).

- Кого лепят дети зимой из снега? (снеговика).

- Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка).

- Цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (подснежники).

Дидактическая игра «Собери портфель»

Все школьники носят с собой большую сумку – кто в руке, кто на плечах.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Что это? (портфель)

Что кладет в свой портфель школьник?

Дети делятся на две команды. Каждой предлагается собрать портфель.

- Все дружно: раз, два, три – собери…

После того, как портфели собраны:

- Что вы положили в портфель? (тетради). Зачем? (для того, чтобы) Еще что? (пенал). Что лежит в пенале? И т. д.

- Как вы думаете, каким должен быть ученик в школе? (любознательным, прилежным, усидчивым, вежливым, добрым….).

Игра «Волшебный лес»

Задачи: развивать воображение и творческое мышление; находить творческое решение проблемных заданий; активизировать и обогащать словарь детей.

Оборудование: лист бумаги и карандаши для каждого участника игры.

Предварительная работа: на листе, кроме схематического изображения деревьев, сделаны незаконченные изображения.

Правила игры : выигрывает тот, у кого истории будут наиболее полные и оригинальные.

Предложите детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птички, животные. Затем вы вместе рассматриваете рисунки.

Игра «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход игры : воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес… Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы

Игра «Я знаю пять названий»

Цель: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

Ход игры : Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:

Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.

Дети (по очереди) : ананас – груша – яблоко – виноград - киви.

И так далее.

Игра «Найди звук»

Цель: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.

Ход игры : Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.

Игра «Добавь слово»

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры : "В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша.»

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Осенние листья». Часть втораяДидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Осенние листья». Часть вторая Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста, по развитию речи, для их реализования использую шаблоны осенних.

Дидактические игры для старших дошкольников Дидактические игры для старших дошкольников Дидактическая игра «Я – вопрос, ты - ответ» Цель. Развитие логического мышления, формирование.

Дидактические игры формированию образной речи у старших дошкольников Вот некоторые из игр, которые использую на занятиях. Предлагаю вам поиграть. Игра «Фразеологический зверинец» учит подбирать подходящие.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Дидактические игры по развитию речи «Он-она-оно»Дидактические игры по развитию речи «Он-она-оно» Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; Подбирать карточки слова, подходящие.

Дидактические игры по развитию речи «Транспорт»Дидактические игры по развитию речи «Транспорт» Игра «Транспорт» Цель: Систематизировать представления детей о разных видах транспорта; Развивать умение отгадывать загадки; Подбирать.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами» Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами. Программное содержание: активизировать словарь детей. Ход работы: воспитатель интересуется,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 05:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Егорова (УИ 353122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД