Светлана Егорова
Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Помочь детям овладеть способами познания помогает игра. Дидактическая игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.).
Публикация «Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игра «О чем я сказала»
Цель этой игры совершенствование понимания детьми многозначности слов, сопоставления их значения.
Есть слова близкие по смыслу, есть и противоположные, есть слова, которые обозначают много разных предметов. Головка – так можно ласково назвать голову ребенка. А можно так назвать утолщенную часть чего-то: головка лука, головка чеснока….
Звонок – у велосипеда, в школе, дверной звонок.
Нос – у человека, у животных, у самолета, у корабля, у чайника.
Ножка – у стула, у гриба, у ребенка.
Можно предложить рассмотреть такие слова: ручка, молния, глазок, крыло, язычок, румяный, слабый, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и другие.
Потом дети составляют предложения с названными словами.
Игра «Подбери слово»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям.
Снег (что делает) падает, кружится, ложиться, порхает, скрипит, тает, покрывает, и т. д.
Мороз (что делает) морозит, трещит, крепчает и т. д.
Ветер (что делает) дует, метет, завывает, воет и т. д.
Солнце (что делает) светит, а не греет.
Игра «Слова – родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
К слову «снег» :
- Как называется комок из снега, который бросают, играя? (снежок).
- А звездочка из снега? (снежинка).
- Кого лепят дети зимой из снега? (снеговика).
- Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
- Цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (подснежники).
Дидактическая игра «Собери портфель»
Все школьники носят с собой большую сумку – кто в руке, кто на плечах.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
Что это? (портфель)
Что кладет в свой портфель школьник?
Дети делятся на две команды. Каждой предлагается собрать портфель.
- Все дружно: раз, два, три – собери…
После того, как портфели собраны:
- Что вы положили в портфель? (тетради). Зачем? (для того, чтобы) Еще что? (пенал). Что лежит в пенале? И т. д.
- Как вы думаете, каким должен быть ученик в школе? (любознательным, прилежным, усидчивым, вежливым, добрым….).
Игра «Волшебный лес»
Задачи: развивать воображение и творческое мышление; находить творческое решение проблемных заданий; активизировать и обогащать словарь детей.
Оборудование: лист бумаги и карандаши для каждого участника игры.
Предварительная работа: на листе, кроме схематического изображения деревьев, сделаны незаконченные изображения.
Правила игры : выигрывает тот, у кого истории будут наиболее полные и оригинальные.
Предложите детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птички, животные. Затем вы вместе рассматриваете рисунки.
Игра «Закончи предложение»
Цель: употребление сложноподчиненных предложений.
Ход игры : воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес… Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы
Игра «Я знаю пять названий»
Цель: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.
Ход игры : Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:
Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.
Дети (по очереди) : ананас – груша – яблоко – виноград - киви.
И так далее.
Игра «Найди звук»
Цель: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
Ход игры : Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
Игра «Добавь слово»
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры : "В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша.»