Валентина
Дидактические игры по правилам пожарной безопасности
1. «Зонт над головой»
Цель. Развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес, уважение к чужим переживаниям, чувство сострадания, взаимопомощи. Ход игры : воспитатель произносит слова: Я спешу к себе домой, Дождь струится надо мной. Где ты, зонт, любимый мой, Красный, жёлтый, голубой? После этих слов воспитатель выбирает один из зонтов, лежащих на столезонт красного цвета, рассказывает «Цветную историю», которая произошла с ним ( Например: «багряно-красную историю», случившуюся на пожаре) Затем детям предлагаются следующие темы рассказов- «Голубая история» воды, потушившей пожар; «Алая история» молнии, упавшей на опушке леса; «Пёструю историю» кошки из загоревшегося дома; «Жёлтую историю» доброй электрической лампочки. Дети по желанию выбирают тему для своего рассказа.
Публикация «Дидактические игры по правилам пожарной безопасности» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
2.«Раньше и теперь»
Цель. Подобрать правильный ответ ориентируясь в предлагаемой ситуации. Ход игры : воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня. 1. Как узнать и сообщить о пожаре? Что делали раньше Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. Как поступают сегодня Звонят по телефону 01. 2. Как пожарным добраться до пожара? Что делали раньше На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара. Как поступают сегодня На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. 3. Какая одежда (экипировка) у пожарных? Что делали раньше Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы. Как поступают сегодня Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор. 4. Какими средствами тушат пожар? Что делали раньше Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром. Как поступают сегодня Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
3.«Разложи по порядку»
Цель. Совершенствовать знания детей с порядком действий при пожаре. Ход игры : детям предлагаются карточки с изображениями: 1) сообщение по телефону «01» о пожаре; 2) эвакуация людей; 3) тушение пожара взрослыми до приезда пожарных; 4) встреча пожарных; 5) работа пожарных. Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображённых на них действиях.
4.«Горит – не горит»
Цель. Быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. Ход игры : дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним. ( Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т. д.)
5. «Огонь-друг, огонь-враг»
Цель. Закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожном-вред; углубить знания пожарной безопасности. Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением «злого» и «доброго огня», разноцветные фишки по количеству играющих. Картинки с изображением огня лежат на середине стола, вокруг которого сидят играющие. Дети по очереди отвечают, в каких случаях огонь бывает «злым»(приносит вред, беду, в каких-«добрым»(приносит пользу, радость).При правильном ответе играющий кладёт свою фишку на картинку соответствующего( «доброго» или «злого»)огня. Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полными, правильными, а их речь-связной. Можно сопровождать ответы картинками. Подводятся итоги.
6. «Сложи картинку»
Цель. Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара. Ход игры. Воспитатель предлагает вопросы и ответы в виде картинок. К каждой ситуации необходимо подобрать нужный ответ. Ситуации: -возник пожар; -в комнате много дыма;-на человеке горит одежда;-задымился телевизор;- горит старая трава;- почувствовал запах газа;- трудно дышать от едкого дыма. Ответы: -позвонить по телефону «01»;-пробираться ползком к выходу;-упасть на пол и кататься;-отключить, накрыть одеялом;-забросать землёй, залить водой;-открыть окно, позвонить «04»;-дышать через влажную ткань.
7. «Буримэ»
Цель. Развивать фонематический слух, умение рифмовать; закрепить знания о пожарной безопасности. Ход игры. Воспитатель читает двухстрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети отгадывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки. Пожар мы быстро победим, Вдоль по улице, как птица, Коль позвоним по. («01») На пожар машина (мчится) Если стал гореть забор, На пожаре ждёт беда, Доставай скорей… (топор) Если кончилась (вода) Если всё в дыму у нас, Чтоб огонь нам одолеть, Надевай (противогаз) Надо вовремя (успеть) У пожарных не напрасно Ох опасные сестрички Цвет машины ярко-(красный) Эти маленькие (спички) Мчалась лестница всё выше, Знать обязан каждый житель, Поднялась до самой… (крыши) Где висит (огнетушитель) При пожаре не зевай, Коль не тратишь время даром, Огонь водою (заливай) Быстро справишься (с пожаром)
8.«Что нужно пожарным?»
Цель. Сформировать у детей интерес к профессии пожарного. Упражнять в умении подбирать картинки с изображениями предметов пожарной тематики. Ход игры. Детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
9. «Что перепутал художник»
Цель. Развивать внимание детей, мышление, память, воображение, разговорную речь. Ход игры. Воспитатель показывает рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Педагог называет число нарушений и предлагает ребятам назвать и показать их. Побеждает тот, кто правильно назовёт наибольшее количество нарушений. На картинках нарисованы: пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребёнок должен рассказать, что перепутал художник.
10. «Запрещается-разрешается»
Цель. Закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; повысить личную ответственность за свои поступки. Ход игры. Воспитатель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают основные цвета «светофора». (красный цветзапрещается, зелёный цвет-разрешается) Воспитатель задаё т вопросы:-играть со спичками; -вызвать пожарную охрану по телефону «01», если возник пожар; -выбрасывать горящую золу вблизи строений; -пользоваться повреждёнными розетками;-эвакуировать детей, больных, престарелых из очагов пожара; -подать сигнал тревоги; -кричать и звать на помощь взрослых в случае пожара; -знать план эвакуации на случай пожара; -пользоваться электрическими утюгами без подставки; -вызвать для пострадавшего «скорую помощь» по телефону «03», отправить его в больницу и т. д.