Лучший педагог года Итоги 2024

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе»

Амукова Наталья Михайловна
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока: Универсальные разрушители. Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.

Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.

Цели: познакомить с особым царством природы, универсальными разрушителями – бактериями. Задачи:

• повышать интерес к учебно – познавательной деятельности;

• формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение, умение работать в группе;

• развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;

• развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний;

• воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку?

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия):

- Работа с научными текстами.

- Лабораторная работа с использованием микроскопа.

- Сравнение исследуемых объектов по общим признакам.

- Обобщение знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

-Кого называют универсальным человеком? А вы универсальны?

Универсальный человек – это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах. Универсальный человек никогда не останавливается, он постоянно наращивает темпы. Я попрошу вас вместе со мной на уроке достичь целей, которые мы определим.

2. Актуализация знаний

Игра «Закончи предложение»

1. Биосфера - … (оболочка Земли, заселённая живыми организмами, в состав биосферы входят литосфера, гидросфера, атмосфера)

2. Я знаю, что в природе есть профессии… (производители, потребители, разрушители)

3. Разрушители – это (живые организмы, которые перерабатывают органические вещества, разлагая их на органические вещества и минеральные)

4. Царства – это… (похожие живые организмы в одной группе)

Игра «Найди группы». Распределите представителей живой природы по царствам.

бациллы роза окунь лиса волнушка собака берёза орёл сыроежка липа мухомор ива кокки сморчок спириллы

4 царства – растения, животные, грибы, бактерии.

3. Определение темы урока Слайд №1

- Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством, пакет с удобрениями).- Как вы думаете, что может объединять эти разные предметы? (В них могут жить бактерии). Как же будет называться ещё одно царство живой природы? (бактерии) - Что вы знаете о бактериях? Какая профессия у бактерий?

-Чем же мы будем заниматься на уроке? Какие цели поставим?

Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные? Слайд №2 Выслушать предположения учащихся.

4. «Открытие» новых знаний

Я предлагаю вам поработать в группах. Для достижения цели урока найдём нужную информацию, понаблюдаем, расскажем и сделаем вывод. Время для работы 10 минут. Слайд №3

1 группа «Что такое бактерии»

Везде они и всюду,

Витают и кружатся,

Невидимые глазом,

К нам в дом попасть стремятся. Речь идёт о бактериях.

Работа в учебнике стр. 125(2 абзац)

Бактерии появились на нашей планете около трех миллиардов лет назад и являются самыми распространенными живыми организмами Земли. Бактерии - одно из древнейших проявлений жизни. 3 миллиарда лет назад бактерии были единственными обитателями нашей планеты. Они и сейчас настоящие хозяева Земли. Практически, нет того места, где бы не встречались бактерии. И мы живем, окруженные со всех сторон этими невидимыми организмами. Бактерии завоевали толщу земли, водные пространства, воздух и даже поселились в нас.

«Последние новости»

- бактерии живут при температуре -80 градусов и выдерживают нагревание до +306 градусов;

- в 1 грамме почвы содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

- в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

- в 1 литре молока находится до 400 тысяч бактерий. Слайд №4,5

Вывод: Бактерии – это одноклеточные организмы, образующие особое царство живой природы.

2 группа «История открытия бактерий»

В 1676 году голландский ученый Антонни Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их зверушками. В этом же году он впервые описал их. Можно считать годом рождения науки о микроорганизмах – микробиология: в голландском городе Делфте Антонии Ван Левенгук увидел бактерии, о чем сообщил письмом в научное учреждение – Лондонское королевское общество. С открытием Левенгука познакомился Петр I, во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого, и тот продемонстрировал русскому царю свои наблюдения и опыты.

Изучением строения и жизнедеятельности бактерий занимается наука микробиология. Слайд №6,7

Вывод: Впервые сделал открытия о бактериях учёный Антонни Ван Левенгук.

Физкультурная минутка. Структура «Микс фриз групп»

Сколько дней в неделе? Сколько планет солнечной системы? Сколько этажей в нашей школе? Сколько времён года вы знаете? Сколько мальчиков в нашем классе?

3 группа «Размер бактерий»

Провести наблюдения с помощью микроскопа. Понаблюдать за почвой, каплей кефира.

По величине своей бактерии крайне малы; измеряющиеся тысячными долями миллиметра. На поверхности, которая равна поставленной карандашом точке, поместится примерно 250 тысяч бактерий. Вывод: Бактерии очень малы. Их можно увидеть под микроскопом. Видеоролик, в котором показаны размеры бактерий с помощью цифрового микроскопа.

4 группа «Форма бактерий»

Рассмотрите бактерии. Сделайте 4 модели бактерий.

Различают четыре формы бактерий:

Название «бактерия» произошло от греческого слова - палочка. Но не всегда бактерии имеют форму палочек.

• круглые, шаровидные бактерии (кокки);

• палочковидные (бациллы);

• дугообразно изогнутые (вибрионы)

• спирально согнутые (спириллы). Слайд №8,9,10,11

Вывод: Различают 4 формы – кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.

5 группа «Роль бактерий в природе и в жизни человека»

Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно 3 кг бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии - бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса.

Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Слайд №12,13,14

Вывод: Бактерии бывают вредные и полезные.

6 группа Бактерии – универсальные разрушители

Осенью можно увидеть на земле много опавших листьев, а весной их уже нет. Куда же они исчезли? Бактерии – универсальные разрушители. Без них был бы не возможен ни один круговорот веществ в биосфере. Перерабатывая органические отходы, бактерии превращают их в вещества, доступные растениям. Значит, без бактерий все растения на Земле умерли бы от голода, а затем животные и люди.

Страница в учебнике 126 (первый абзац).

Вывод: Мы говорили, что бывают универсальные люди, но оказывается и бактерии универсальные разрушители. Они могут разложить любые органические и многие неорганические вещества.

5. Первичное закрепление знаний

Учащиеся записывают вопросы и ответы. Структура «Куиз-куиз-трейд». Опроси друга, поменяйся карточками. Время 3 минуты.

6. Самостоятельная аналитическая работа в группе. Слайд №15

- Как вы ответили на поставленный в начале урока вопрос? А как теперь? Слайд №16

Польза Вред

1. Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве.

2. В желудке человека, животного помогают переваривать пищу.

3. Используют в кулинарии для приготовления различных блюд. 1. Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания.

7. Оценивание

Игра «Да», «Нет». Слайд №17

1. Бактерии – великие повара? (да)

2. Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы – грибы? (нет)

3. Быстрое распространение болезнетворных бактерий могут вызвать эпидемии? (да)

4. Бактерии не вызывают инфекционные заболевания? (нет)

5. Бактерии – универсальные разрушители? (да)

8. Итог урока. Рефлексия.

Я узнал… Мне было интересно… Хочу поблагодарить…

9. Домашнее задание.

Собрать интересную информацию о бактериях и рассказать.

Сделать буклет о личной гигиене.

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе»
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 21:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Амукова Наталья Михайловна (УИ 3531638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД