Амукова Наталья Михайловна
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: Универсальные разрушители. Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.
Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.
Цели: познакомить с особым царством природы, универсальными разрушителями – бактериями. Задачи:
• повышать интерес к учебно – познавательной деятельности;
• формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение, умение работать в группе;
• развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
• развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний;
• воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку?
Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия):
- Работа с научными текстами.
- Лабораторная работа с использованием микроскопа.
- Сравнение исследуемых объектов по общим признакам.
- Обобщение знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
-Кого называют универсальным человеком? А вы универсальны?
Универсальный человек – это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах. Универсальный человек никогда не останавливается, он постоянно наращивает темпы. Я попрошу вас вместе со мной на уроке достичь целей, которые мы определим.
2. Актуализация знаний
Игра «Закончи предложение»
1. Биосфера - … (оболочка Земли, заселённая живыми организмами, в состав биосферы входят литосфера, гидросфера, атмосфера)
2. Я знаю, что в природе есть профессии… (производители, потребители, разрушители)
3. Разрушители – это (живые организмы, которые перерабатывают органические вещества, разлагая их на органические вещества и минеральные)
4. Царства – это… (похожие живые организмы в одной группе)
Игра «Найди группы». Распределите представителей живой природы по царствам.
бациллы роза окунь лиса волнушка собака берёза орёл сыроежка липа мухомор ива кокки сморчок спириллы
4 царства – растения, животные, грибы, бактерии.
3. Определение темы урока Слайд №1
- Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством, пакет с удобрениями).- Как вы думаете, что может объединять эти разные предметы? (В них могут жить бактерии). Как же будет называться ещё одно царство живой природы? (бактерии) - Что вы знаете о бактериях? Какая профессия у бактерий?
-Чем же мы будем заниматься на уроке? Какие цели поставим?
Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные? Слайд №2 Выслушать предположения учащихся.
4. «Открытие» новых знаний
Я предлагаю вам поработать в группах. Для достижения цели урока найдём нужную информацию, понаблюдаем, расскажем и сделаем вывод. Время для работы 10 минут. Слайд №3
1 группа «Что такое бактерии»
Везде они и всюду,
Витают и кружатся,
Невидимые глазом,
К нам в дом попасть стремятся. Речь идёт о бактериях.
Работа в учебнике стр. 125(2 абзац)
Бактерии появились на нашей планете около трех миллиардов лет назад и являются самыми распространенными живыми организмами Земли. Бактерии - одно из древнейших проявлений жизни. 3 миллиарда лет назад бактерии были единственными обитателями нашей планеты. Они и сейчас настоящие хозяева Земли. Практически, нет того места, где бы не встречались бактерии. И мы живем, окруженные со всех сторон этими невидимыми организмами. Бактерии завоевали толщу земли, водные пространства, воздух и даже поселились в нас.
«Последние новости»
- бактерии живут при температуре -80 градусов и выдерживают нагревание до +306 градусов;
- в 1 грамме почвы содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
- в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
- в 1 литре молока находится до 400 тысяч бактерий. Слайд №4,5
Вывод: Бактерии – это одноклеточные организмы, образующие особое царство живой природы.
2 группа «История открытия бактерий»
В 1676 году голландский ученый Антонни Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их зверушками. В этом же году он впервые описал их. Можно считать годом рождения науки о микроорганизмах – микробиология: в голландском городе Делфте Антонии Ван Левенгук увидел бактерии, о чем сообщил письмом в научное учреждение – Лондонское королевское общество. С открытием Левенгука познакомился Петр I, во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого, и тот продемонстрировал русскому царю свои наблюдения и опыты.
Изучением строения и жизнедеятельности бактерий занимается наука микробиология. Слайд №6,7
Вывод: Впервые сделал открытия о бактериях учёный Антонни Ван Левенгук.
Физкультурная минутка. Структура «Микс фриз групп»
Сколько дней в неделе? Сколько планет солнечной системы? Сколько этажей в нашей школе? Сколько времён года вы знаете? Сколько мальчиков в нашем классе?
3 группа «Размер бактерий»
Провести наблюдения с помощью микроскопа. Понаблюдать за почвой, каплей кефира.
По величине своей бактерии крайне малы; измеряющиеся тысячными долями миллиметра. На поверхности, которая равна поставленной карандашом точке, поместится примерно 250 тысяч бактерий. Вывод: Бактерии очень малы. Их можно увидеть под микроскопом. Видеоролик, в котором показаны размеры бактерий с помощью цифрового микроскопа.
4 группа «Форма бактерий»
Рассмотрите бактерии. Сделайте 4 модели бактерий.
Различают четыре формы бактерий:
Название «бактерия» произошло от греческого слова - палочка. Но не всегда бактерии имеют форму палочек.
• круглые, шаровидные бактерии (кокки);
• палочковидные (бациллы);
• дугообразно изогнутые (вибрионы)
• спирально согнутые (спириллы). Слайд №8,9,10,11
Вывод: Различают 4 формы – кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.
5 группа «Роль бактерий в природе и в жизни человека»
Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно 3 кг бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии - бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Слайд №12,13,14
Вывод: Бактерии бывают вредные и полезные.
6 группа Бактерии – универсальные разрушители
Осенью можно увидеть на земле много опавших листьев, а весной их уже нет. Куда же они исчезли? Бактерии – универсальные разрушители. Без них был бы не возможен ни один круговорот веществ в биосфере. Перерабатывая органические отходы, бактерии превращают их в вещества, доступные растениям. Значит, без бактерий все растения на Земле умерли бы от голода, а затем животные и люди.
Страница в учебнике 126 (первый абзац).
Вывод: Мы говорили, что бывают универсальные люди, но оказывается и бактерии универсальные разрушители. Они могут разложить любые органические и многие неорганические вещества.
5. Первичное закрепление знаний
Учащиеся записывают вопросы и ответы. Структура «Куиз-куиз-трейд». Опроси друга, поменяйся карточками. Время 3 минуты.
6. Самостоятельная аналитическая работа в группе. Слайд №15
- Как вы ответили на поставленный в начале урока вопрос? А как теперь? Слайд №16
Польза Вред
1. Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве.
2. В желудке человека, животного помогают переваривать пищу.
3. Используют в кулинарии для приготовления различных блюд. 1. Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания.
7. Оценивание
Игра «Да», «Нет». Слайд №17
1. Бактерии – великие повара? (да)
2. Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы – грибы? (нет)
3. Быстрое распространение болезнетворных бактерий могут вызвать эпидемии? (да)
4. Бактерии не вызывают инфекционные заболевания? (нет)
5. Бактерии – универсальные разрушители? (да)
8. Итог урока. Рефлексия.
Я узнал… Мне было интересно… Хочу поблагодарить…
9. Домашнее задание.
Собрать интересную информацию о бактериях и рассказать.
Сделать буклет о личной гигиене.