Александра Куянова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Назови насекомое»
(средняя, старшая)
Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.
Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.
Игровое действие: отгадывание.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)» размещена в разделах
Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.
1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?
Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.
Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).
2. На ромашку у ворот опустился вертолет,
Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).
3. С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).
«Путаница»
(старшая)
Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.
Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.
Игровое правило: не ошибиться в выборе.
Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.
В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:
- Расположи растение правильно.
- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
- Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.
Итог игры : Выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.
«Все по домам»
(старшая)
Дидактическая задача : Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.
Игровое правило: Действовать после сигнала.
Игровое действие: поиски «своего» дома по определенному признаку.
Словарь: вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.
Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.
Говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.
Итог игры : кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.
«Летает, прыгает, плавает…»
(старшая)
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.
Материал: карточки с изображением насекомых, животных, птиц.
Игровое правило: отвечать после того, как получишь камешек.
Игровые действия: передача камешка.
Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят: «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры. Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…
Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка).
«Ищи и найдешь»
(старшая)
Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.
Игровое правило: Отвечать друг за другом.
Игровое действие: описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.
Словарь: снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.
Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.
Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.
«Опиши, я отгадаю!»
(старшая)
Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.
Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.
Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.
Игровые действия: загадывание загадок.
Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.
Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.
«Вершки и корешки»
(старшая)
Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.
Словарь: вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.
Игровые правила: искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.
Игровые действия: поиск своей пары.
Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы. Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.
Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.
Магазин «Цветы»
(старшая)
Дидактическая задача : Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.
Словарь: одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.
Игровые правила: Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
Игровые действия: поиск нужной карточки.
Ход игры : Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.
Итог игры : Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.
«Найди дерево по описанию»
(старшая)
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья: форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.
Словарь: ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.
Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.
Игровые действия: загадывать загадки.
Ход игры : Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.
Итог игры : За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.
«Садовник»
(старшая)
Дидактическая задача : определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.
Словарь: вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.
Игровое правило: карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.
Игровое действие: описание предмета.
Ход игры : Дети сидят вокруг стола, на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви». Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.
Итог игры : Тот, кто отгадал становится садовником.
«Что сначала? Что потом?»
(старшая)
Дидактическая задача : Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.
Словарь: копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.
Игровые правила: Начинать по команде ведущего.
Игровые действия: раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.
Ход игры : Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.
Итог игры : Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.
«Знаешь ли ты, как растет картофель?»
(старшая)
Дидактическая задача : Познакомить детей с посадкой, выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.
Словарь: картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.
Игровые правила: внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.
Игровые действия: раскладывание карточек.
Ход игры : Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.
«Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».
После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки). Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.
Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.
«Узнай и назови»
(старшая)
Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.
Словарь: дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.
Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя.
Игровые действия: поиск одинаковых картинок.
Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание, найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы: «Кто это? Где живет? Чем питается?»
Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.
«Цветочный магазин»
(старшая)
Дидактическая задача : Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.
Словарь: резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.
Игровые правила: Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.
Ход игры : Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие: не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.
Итог игры : Побеждает тот, кто купил больше цветов.
«Отгадай, о ком расскажу»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.
Игровые правила: Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.
Игровые действия: отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.
Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.
«Узнай рыбку по хвосту»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.
Игровые правила: вертушка передается участникам игры по очереди. Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!».
Игровые действия: Произнесение слов, вращение стрелки.
Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят: «Стрелка, стрелка, покружись. Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.
Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.
«Кто живет в аквариуме?»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.
Игровое правило: внимательно слушать товарищей, не подсказывать.
Игровое действие: составление описательного рассказа о рыбке.
Ход игры : Воспитатель загадывает загадку: «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.
Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.
«С чьей ветки детка»
(старшая)
Дидактическая задача : Уточнить внешний вид комнатных растений. Учить узнавать растение по его листьям, цветам. Развивать внимательность, зрительные анализаторы. Воспитывать усидчивость.
Словарь: круглые, овальные, вытянутые, гладкие, шероховатые, резные.
Игровые правила: высказывать свои отгадки может только тот, кого назвал ведущий. Подсказывать друг другу не разрешается.
Игровые действия: ответы детей.
Ход игры : Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, называет их. Затем достает карточки с изображением листьев комнатных растений. Предлагает узнать, с какого комнатного растения этот лист или цветок.
Итог игры : тот, кто правильно назвал растение, получает фишку.
«Что растет в аквариуме?»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.
Словарь: ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,
плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.
Игровые правила: дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.
Игровое действие: описание водорослей, отгадывание.
Ход игры : Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.
Итог игры : Правильно ответивший получает фишку
.
«Узнай животное по описанию»
(старшая)
Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Словарь: пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.
Игровые правила: Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.
Игровые действия: Описание животного, отгадывание.
Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.
Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.
«Что где растет?»
(старшая)
Дидактическая задача : Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. На основе развития представлений детей о деффиринцированных условиях произрастания развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез). Воспитывать дружеские отношения в игре, радоваться успехам товарищей.
Словарь: полевой, садовый, комнатное растение, луговой.
Игровые правила: брать по одной карточке слева на право.
Игровые действия: брать карточку, называть изображенное растение, среда обитания.
Ход игры : Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением растений обратной стороной. Ребенок подходит, берет одну карточку по очереди и называет, что на ней изображено, где растет тот или иной цветок.
Итог игры : За правильный ответ получает фишку.
«Узнай животное по его части».
(старшая)
Дидактическая задача : закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.
Игровое правило: брать по одной карточке, называть животное четко, громко.
Игровые действия: отгадывание животных.
Ход игры : на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.
Итог игры : за правильный ответ ребенок получает фишку.
«Назови насекомое»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.
Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.
Игровое действие: отгадывание.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.
1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?
Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.
Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).
2. На ромашку у ворот опустился вертолет,
Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).
3. С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).
«Загадай загадку, а мы отгадаем!»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.
Игровые правила: внимательно слушать товарищей.
Игровые действия: загадывание загадки, имитация движений.
Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.
Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку, получает фишку с изображением этого насекомого.
«Что сначала? Что потом?»
(старшая)
Дидактическая задача : Учить детей понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи. Развивать мыслительные операции, воображение, наблюдательность, связную речь, самоконтроль. Воспитывать интерес к природе.
Словарь: дружба, подружиться, навсегда, крошечный.
Игровое правило: слушать воспитателя.
Игровые действия: Разместить картинки по порядку.
Ход игры : Воспитатель хаотично раскладывает перед детьми серию картин и читает стихотворение: «Малыши»
Один небольшой мышонок,
И маленький лягушонок,
И крошечный кукушонок,
Пока не встречались нигде.
Поскольку в норке мышонок,
Возле реки лягушонок,
И высоко кукушонок
Сидит у себя в гнезде.
Но выйдет гулять мышонок,
Припрыгает лягушонок,
И крошечный кукушонок
Спустится к ним из гнезда.
И с этой поры мышонок,
И маленький лягушонок,
И крошечный кукушонок
Подружатся на всегда.
Детям предлагается разместить картинки по порядку, объясняя свои действия.
Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.
«Когда это бывает?»
(старшая)
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.
Словарь: цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.
Игровое действие: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Игровое правило: не мешать друг другу, слушать и отвечать.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос: «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».
Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.
«Что раньше, что потом?»
(старшая)
Дидактическая задача : Уточнить и уяснить последовательность развития отдельных растений, а также последовательность сезонов. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать умение соблюдать правила игры.
Словарь: зернышко, луковица, могучий, усатый, горький, желудь, золотистый.
Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя.
Игровые действия: раскладывание карточек.
Ход игры : воспитатель выкладывает карточки на столе, предлагает детям посмотреть их. По сигналу, карточки выкладывают в определенной последовательности. Объяснить, почему выложили именно так, связывая это со временем года.
Итог игры : кто первым выполнил задание, считается победителем.