Светлана Синкевич
Дидактические игры по математике для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по математике для старших дошкольников
Составитель: Синкевич С. Д.
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. Поэтому одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
Публикация «Дидактические игры по математике для старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:
К концу года дети могут
Знать
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
• Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.
• Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.
Уметь
• Называть числа в прямом и обратном порядке.
• Соотносить цифру и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
• Измерять длину предметов с помощью условной меры.
• Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
• Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
• Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
• Составлять число из единиц (в пределах 10)
• Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
• Называть текущий месяц, последовательность дней недели.
При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь.
Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.
С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.
Рекомендую родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки.
Задания, которые я вам предлагаю, используются в практической работе с детьми при подготовке их к обучению в школе, и, как правило, они не новы.
Для успешного обучения математике ребенок должен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.
Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.
Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил., садовник вырастил или обработал. " Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.
Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше — меньше, много — мало и т. д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.
Наша задача с вами — помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. С учетом этого и построено наше дальнейшее изложение.
Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.
Дидактические игры по математике расширят кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.
С некоторыми из них я и хотела вас познакомить.
Игры с палочками
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Составление геометрических фигур
Цель: Закрепление знаний геометрических фигур
Материал : палочки, нитки
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Цепочка примеров
Цель: тренировка на умение классифицировать геометрические фигуры
Ход игры:
Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Только одно свойство
Цель: учится различать смежные числа
Ход игры:
Назови число
Играющие, становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)
Сложи квадрат
Цель: учить из частей собирать целое
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 8080мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету
По номерам
Сложить из кусочков целый квадрат
Придумать новые квадратики.
Дидактическая игра «Что тебе дать?».
Цель: Закреплять знание геометрических фигур.
Материал : 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:
Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.
Варианты 1). Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).
Варианты 2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.
Дидактическая игра «Сосчитай и назови».
Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.
Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число.
Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.
Варианты 1). Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии.).
Варианты 2). Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.
Дидактическая игра «Найди цифру».
Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 10.
Материал : карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (123456789 и 10, а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д.
Ребёнок показывает нужную цифру.
Вариант: Ребё нку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7).
Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию».
Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Материал : карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321).
- А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.
Дидактическая : игра «Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Описание
Предложить ребёнку нарисовать картину. Вместе продумать ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем рассказать о задуманном элементе картины, пояснить, где он должен находиться относительно других предметов. Заполнить картину предлагаемую ребёнку элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепить представления о днях недели.
Материал : календарь «Дни недели», на котором расположены 7 белых кружков. На каждый круг наклеены синие маленькие кружочки, от одного до семи (порядковый номер недели). Посередине планшета закреплена подвижная стрелка, показывающая день недели.
Описание: Встать напротив, предложить поиграть в игру «Лови, бросай, день недели называй». Двигать стрелку на планшете, ребенок называет день недели и бросает мяч обратно.
Дидактическая игра «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал : машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Описание: На фланелеграфе или на столе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем ребёнок отворачивается. В это время убирается какая – либо деталь машины. Ребёнок отгадывает чего не стало и какой формы эта деталь. Если ребёнок легко справляется с задачей, можно одновременно убрать две детали.
Дидактическая игра «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета).
Описание: Расставить на столе карточки в последовательности натурального ряда. Предложить ребёнку посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребёнок закрывает глаза, в это время убирается одна карточку. После того как ребёнок отгадает, какое число пропущено, ведущий (взрослый) показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.
Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Описание: У ребенка картинка (коврик) с узором. Ребёнок должен рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
Игра «Сколько»
Цель: развитие мышления.
Описание: Предложить ребё нку ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у семи ослов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько ушей у пяти малышей?
-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
Игра «Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Описание: Обозначить направление на полу комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорится: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые.