Талай Ольга Юрьевна
Дидактические игры по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по лексической теме «Посуда».
1. Запомни и повтори.
Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.
Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.
Оборудование: предметные картинки.
- чашка, блюдце, ложка;
-кастрюля, сковорода, противень, лопаточка;
-кофейник, чайник, супница, тарелка;
-маслёнка, солонка, салатница, дуршлаг;
-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.
2. Ждём гостей.
Публикация «Дидактические игры по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.
- Для приготовления пищи на кухне нам понадобится, какая посуда?
-Какие нужны приборы?
-Кухонные.
- Как называется набор одинаково оформленной посуды?
-Сервиз.
-Чтобы попить чай, какой нужен сервиз?
-Чайный сервиз.
-Для кофе, какой сервиз?
-Кофейный.
-Для обеда или встречи гостей?
-Столовый.
-Для приёма пищи нужны, какие приборы?
-Столовые.
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Например: Блюдце-блюдечко.
(чашечка, кофейничек, чайничек, ложечка, вилочка, тарелочка, маслёночка, солоночка,
кастрюлька, сковородочка, дуршлачок, ножичек, половничек, шумовочка, толкушечка,
горшочек, и т. д.)
4. Посуда для великанов.
Цель: образование существительных с увеличительным значением.
Например: Стакан- стаканище.
(бокалище, блюдище, подносище, кувшинище, тарелища, ножище, вилища, кастрюлища,
сковородища, чугунище, и т. д.)
5. Что убежало от бабушки Федоры?
Цель: образование существительных мн. числа Им. п.
Например:
Убежала чашка, а за ней и все остальные чашки.
(блюдца, маслёнки, сырницы, сухарницы, конфетницы, блюда, супницы, тарелки,
вилки, ложки, перечницы, горчичницы, солонки, селёдочницы, сковородки,
шумовки, дуршлаги, противни, кувшины, кастрюли, соусницы).
6. Посуда Федоры.
Цель: уточнение и закрепление словаря существительных, употребление существительных Р. п. ед. и мн. числа, развитие мелкой моторики.
Правило: дети называют недостающие части, дорисовывают их, штрихуют изображения.
Чайник без носика.
Кастрюля без ручек.
Кастрюля без дна.
Кувшин без горлышка.
Нож без лезвия.
Ложка без ручки.
7. В магазине посуды.
Цель: употребление существительных Р. п. множ. числа.
Много чего?
Много блюдец, ложек, чашек, кружек, блюд, сахарниц, маслёнок, сырниц, вилок, каст-
рюль, селёдочниц, ножей, противней, дуршлагов, соусниц, солонок, ковшей, перечниц.
8. Сосчитай посуду.
Цель: согласование существительного с числительным.
Например:
1блюдце, 2блюдца…5блюдец…10блюдец.
1чашка, 2чашки…5чашек…10чашек.
1кастрюля,2кастрюли…5кастрюль…10кастрюль.
1нож, 2ножа…5ножей…10ножей.
1сахарница,2 сахарницы…5сахарниц…10сахарниц.
1солонка, 2солонки…5солонок…10солонок, и т. д.
9. Скажи наоборот.
Цель: подбор антонимов.
Тарелка глубокая, а блюдце какое?
Тарелка глубокая, а блюдце мелкое.
Кувшин из стекла блестящий, а из глины - матовый.
Нож острый, а ложка тупая.
Самовар высокий, а чайник низкий.
Металлическая кастрюля прочная, а фарфоровая чашка хрупкая.
Металлическая ложка гладкая, а деревянная - шероховатая.
Фарфоровая тарелка тяжёлая, а бумажная – лёгкая.
10. Какая получится посуда?
Цель: образование относительных прилагательных.
Например: Из металла – металлическая.
(эмалированная, хрустальная, стеклянная, глиняная, керамическая, фарфоровая,
фаянсовая, деревянная, бумажная, пластмассовая, пластиковая).
11. О чём можно сказать?
Цель: согласование существительного с местоимением, существительного с прилагательным
А. -Мой что? (стакан, графин, кувшин, нож, противень, дуршлаг, чайник, кофейник).
Моя что? (ложка, вилка, чашка, тарелка, солонка, перечница, селёдочница, супница,
сахарница, конфетница).
Моё что? (блюдце, блюдо).
Мои что? (противни, дуршлаги, чайники, супницы, солонки, блюдца).
Б. -Стеклянный что?
Пластмассовая …
Металлическая …
Керамический …
Керамическое …
Глиняная …
Глиняные …
Деревянная …
Фарфоровая …
Бумажный …И т. д.
12. Что не так?
Цель: согласование существительного с местоимением и прилагательным.
Мои фарфоровые блюдце.
Моя деревянная ложки.
Моё глиняное кувшин.
Мои металлические противень.
Мой пластмассовый ложка.
Мой хрустальный блюдо.
Моя металлические сковороды.
Мои пластмассовые ложка.
13. Найди ошибку.
Цель: употребление предложных конструкций.
Суп сварили на кастрюле.
Сахар насыпали за сахарницу.
Хлеб лежит под хлебницей.
Кашу едят от тарелки.
Чай насыпали к чайнику.
Кофе сварили из кофейника.
Сок налили на стакан.
Чашку ставят под блюдце.
Пироги выложили к блюду.
14. Что чем делают?
Цель: уточнение и закрепление словаря существительных и глаголов.
Употребление существительных Т. п.
Наливают чем?
Наливают половником.
Режут ножом.
Накладывают, переворачивают лопаточкой.
Толкут толкушкой.
Снимают пену шумовкой.
Чтобы слить воду из риса или рожков, пользуются дуршлагом.
Чтобы испечь пироги – противнем.
Чтобы сварить суп – кастрюлей.
Чтобы подать суп на стол – супницей, тарелкой.
Чтобы посолить пищу – солонкой.
Чтобы пищу поперчить – перечницей.
Чтобы выложить конфеты – конфетницей,
селёдку - селёдочницей,
хлеб – хлебницей.
Чтобы насыпать сахар – сахарницей.
Чтобы подать на стол салат – салатницей. И т. п.
15. Как получаются новые слова?
Цель: образование глаголов с различными оттенками значений с помощью
приставок по демонстрируемым действиям.
Воду из крана в кастрюлю налили.
Воду из кастрюли в кувшин перелили.
Воду из кувшина по чашкам разлили.
Из чашек в кувшин снова вылили.
Из одной чашки в кувшин воду не долили.
На стол воду пролили.
Из кувшина в стакан немного воды отлили.
В заварочном чайничке чаёк кипятком залили.
16. Кто назовёт больше слов-действий?
Цель: закрепление и активизация глагольного словаря.
Что можно делать с посудой?
Посуду можно мыть, чистить, вытирать, полировать, покупать, продавать, разбивать,
ставить, убирать, дарить, любить.