Наталья Плахтеева
Дидактические игры и загадки по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная аудитория: для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности, на прогулках, а также при проведении праздников, досугов и викторин.
Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящих в неживой и живой природе и людей при наступлении этого времени года.
Публикация «Дидактические игры и загадки по теме „Зима“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зима
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2020
Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»
Цель: повторение пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают её. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.
Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в … большой мороз.
Год кончается, а зима …. начинается.
Декабрь год кончает, а зиму …. начинает.
Мороз невелик, да стоять …. не велит.
Январь — году начало, зиме …. середина.
Февраль — месяц лютый: спрашивает, …. как обутый.
Не тот снег, что метёт, а тот, …. что сверху идёт.
В зимний холод — всякий …. молод.
Загадки про февраль
Загадки отлично развивают кругозор и мышление ребёнка, дарят позитив и повышают уверенность в себе.
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год придёт
И добавку принесёт!
После братца Января
Служить очередь моя.
Помогают мне подруги:
Снежная метель и вьюги.
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он —.
По ночам скрипит мороз,
Днём немножко щиплет нос.
День прибавился заметно,
Ну, так что ж за месяц это?
Игра «Какое слово подходит?»
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры
Воспитатель просит из предложенных слов назвать месяц зимы (сентябрь, декабрь, май) .
Ответ – декабрь.
Воспитатель просит из предложенных слов назвать время года (февраль, вечер, зима).
Ответ – зима.
Воспитатель просит из предложенных слов назвать части суток… (зима, февраль, день).
И т. д.
Игра «Круглый год»
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает:
«Январь, какой это месяц в году?»
Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос.
Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим.
Воспитатель помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.
- Каким месяцем заканчивается год?
- Назови зимние месяцы?
- Какой месяц идёт после января?
- В каком месяце бывает 29 дней?
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель: развитие логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Ход игры
Дети встают в круг. Воспитатель называет признак определенного времени года. Ребёнок ловит мяч, если этот признак подходит.
Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: закрепление названий и последовательности месяцев года.
Ход игры
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют время года, его месяцы.
Также определяет соседей данного времени года, используя предлоги до и после, либо слова раньше и позже (декабрь раньше января, а февраль – позже) .
Дидактическая игра «Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежинки и т. д.
Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времён года, развитие внимания, памяти, связной речи.
Ход игры
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребёнок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.
Примеры предложений:
Пришла зима, и люди надели варежки и шапки.
Наступило лето, и выпал снег и т. д.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
После зимы наступит лето.