Маргарита Владимировна Черных
Дидактические игры по формированию представлений о величине предмета
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по формированию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте) предмета
Цель:
• Научить детей сравнивать предметы по размеру, длине, высоте и ширине, используя слова: шире — уже, длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше.
• Овладеть навыками наложения и зрительного сравнения контрастных предметов.
• Развить способности к анализу, сравнению и классификации предметов по размеру, а также к составлению сериаций из них.
«Большой - маленький»
Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки, которые изображены на них, вверх картинками. Затем он рассказывает сказку, например, такую:
«В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого из них были свои братик или сестричка, которые были очень похожи друг на друга. Разница была лишь в размере — один был большим, а другой маленьким.
Однажды поднялся сильный ветер и все предметы перепутал, разбросав их в разные стороны. Давай поможем жителям сказочной страны найти своих близких. Если мы правильно справимся с заданием, то они возьмутся за руки. А если ошибемся, то они не смогут найти друг друга. Давай попробуем?»
Ребенку нужно взять карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан верно, то на карточках появятся замки, которые позволят соединить их в парную картинку».
«Мой размер»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения различных предметов. Ребёнок выбирает себе только те картинки, на которых изображены большие объекты, не обращая внимания на их форму, а средние и маленькие оставляет в стороне (возможны и другие варианты).
«Больше - меньше»
(Д/и «Жил – был кружочек»)
Воспитатель раскладывает карточки в произвольном порядке, картинками вверх. Затем он берёт одну карточку и просит ребёнка найти ещё две с такими же геометрическими фигурами, но другого размера. Ребёнок сравнивает изображённые фигуры по размеру, используя понятия «больше» и «меньше».
«Кукла идет в гости»
Воспитатель предлагает ребёнку куклу Тоню и шесть разных платьев. Он объясняет, что нужно помочь кукле выбрать подходящее платье. Тоня начинает примерять наряды, говоря: «Это платье мне мало, нужно побольше» и так далее. Задача ребёнка — помочь кукле найти своё платье.
«Кто проворней»
(Д/и «Кукла идет в гости»)
Воспитатель предлагает детям примерить наряды для кукол. «Кто быстрее найдёт своё платье?» — спрашивает она. Ребята выбирают платья подходящего размера: сначала из трёх предложенных, а затем из шести.
«Разложи по размеру»
(Д/и «4-й лишний»)
Воспитатель отбирает для игры карточки с изображениями предметов, которые сильно отличаются по размеру. Затем он раскладывает их в произвольном порядке и предлагает ребёнку самостоятельно разделить карточки по размеру. Например, попросить его выбрать самую большую и самую маленькую.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся предметы разных размеров. Воспитатель предлагает ребёнку достать из мешочка только большие или только маленькие предметы. Ребёнок на ощупь определяет размер предмета.
Игры с блоками Дьенеша:
• Найди все фигуры как эта (по размеру).
• Найди не такую фигуру как эта (по размеру).