Дарья Кунакова
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по формирования навыков самообслуживания.
Воспитатель Кунакова Дарья Владимировна
Дидактическая игра
«Вымой кукле руки»
Цель:
создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование:
кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Ход игры:
Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем.
Педагог приводит куклу Аню с грязными руками.
Публикация «Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания в младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Кукла Аня собирается в гости и «переодевается».
Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать.
Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками!
Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.)
Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу.
Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости.
Педагог обсуждает с детьми то, что произошло.
Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки.
Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
Игра
«Мыльные перчатки"
Цель:
учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры:
Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки".
Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук.
Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями.
Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".
Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.
Например:
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»
«В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Умывается сама Машенька Егорова»
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Дидактическая игра
«Кукла Таня простудилась»
Цель:
формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.
Ход игры:
В группу вносят куклу Таню — в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане.
Дети встречают ее восклицаниями, улыбкой, некоторые даже встают, трогают Таню рукой: «Платье красивое… Платочек красивый». Смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане.
Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман.
Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.
В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком.
Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно его хранят и, главное, большая часть детей перестает быть безразличной к неопрятному носу.
Дидактическая игра
«Оденем куклу на прогулку».
Цель:
Научить детей воссоздавать действия мамы, няни и воспитателя, которые собирают детей на прогулку. Закрепить навыки одеваться и раздеваться. Учить детей правильно называть одежду для разного сезона, подвести к пониманию общих понятий «одежда», «обувь».
Перед игрой воспитатель в процессе одевания и раздевания особенно настойчиво подчеркивает, что надевать верхнюю одежду надо аккуратно: застегивать кофточку, пальто, завязывать ленты шапочки и др.
Оборудование:
Кукла, одежда для летнего, зимнего, весенне-осеннего сезона, шкаф и сундук для одежды, стул. Картонные плоскостные куклы и одежда из плотной бумаги (для каждого ребёнка, которые сделали старшие дети. Шкаф - четырёхгранная картонная коробка с прорезами для одежды (одна для четырёх детей) .
Ход игры:
Дети слышат, что кто-то стучит в дверь. Они открывают и видят куклу, которая просит взять ее на прогулку и показать площадку. Дети с радостью соглашаются, но куклу нужно одеть по сезону. Где же взять одежду? Кто-то из детей, наверное, догадается, что она в сундуке. С разрешения воспитателя дети поочерёдно вынимают одежду из сундука, называют каждую вещь, ее цвет, отбирают то, что необходимое кукле именно в настоящее время. Разрешите детям подержать вещи в руках, обменяться ими, выяснить, какие именно вещи одеть. То, что не нужно кукле, дети вешают в шкаф. Потом дети под руководством воспитателя в определенной последовательности одевают куклу на прогулку. Она благодарит их, выходит вместе с ними в раздевалку и наблюдает, правильно ли одеваются самые дети. На прогулке кукле можно показать площадку, пригласить к игре.
Вариант 2.
Дети возвращаются с прогулки. Каждого ждёт одетая кукла. Дети раздевают кукол в нужной последовательности. Одежду вешают в шкафу или складывают в сундук поочерёдно: пальто, головные уборы, сапожки и т. д. Если кто-то ошибается, дети подсказывают, что за чем складывать
Дидактическая игра
«Перемешанные картинки».
Цель:
Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры:
Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета.
Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину.
Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”.
Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.
Дидактическая игра
«Чистоплотные дети»
Цель:
Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры.
Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: “Руки”.
Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”.
Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы”
(гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло,
“купание”
(ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант 2
Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?”
Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Дидактическая игра
«Что нужно кукле?».
Цель:
Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры.
Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям:
“Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания.
Игра продолжается.
Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности.
Например она говорит:
“Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем?
Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
Дидактическая игра
«Что ты можешь о них сказать!».
Цель:
Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование:
Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры.
Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?”
Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит:
Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его.
Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка.
(Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы:
“Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.)
“Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.)
“Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т. д.
Дидактическая игра
«Угостим кукол чаем».
Цель:
познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование:
куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры:
Педагог говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем.
Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".
Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать.
В конце игры педагог подытоживает:
"Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай",
произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Дидактическая игра
«Водичка, водичка!».
Цель:
воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование:
две куклы.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо.
Воспитатель спрашивает: "Что надо сделать? -
Надо вымыть куклам руки!
Попросим водичку:
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазоньки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб кусался зубок,
чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом.
Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Дидактическая игра
«Сделаем лодочки».
Цель:
учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры:
Педагог обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
• засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
• открыть кран;
• сложить ладони рук "лодочкой";
• подставить руки под струю воды;
• закрыть кран;
• вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Дидактическая игра
«Умывалочка».
Цель:
учить ребенка умываться.
Оборудование:
зеркало, полотенце, Мойдодыр
Ход игры:
Педагог приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д.
Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать, произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания педагог учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало.
Мойдодыр хвалит ребенка:
Дидактическая игра
«Делаем прическу».
Цель:
учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование:
зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры:
Педагог демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу:
"Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому:
дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.
В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Дидактическая игра
«Почистим зубки».
Цель:
учить ребенка чистить зубы.
Оборудование:
две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры:
Педагог просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы.
Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
Педагог достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры педагог вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Дидактическая игра
«Фонтанчики».
Цель:
учить ребенка полоскать рот.
Оборудование:
стакан.
Ход игры:
Педагог подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!
Педагог набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.
Ребенку предлагается сделать так же.
Игра "Найди пару"
Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д.
Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
Занятие "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.