Наталья Шаповалова
Дидактические игры для развития словесно-логического, творческого и диалектического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие
словесно-логического, творческого, диалектического мышления.
«Из чего состоит»- для маленьких дошкольников задаются следующие вопросы «Что есть у стула? У кошки? Собаки?», далее игра усложняется «Чего не хватает?», для старших дошкольников вопросы задаются направленные на синтез и анализ предметов. Частью какого предмета являются крыша, труба, окно, дверь? ствол, ветки, листья корни? Или что есть у птицы? У часов? (эти игры можно использовать не только на занятиях, но и в свободной деятельности, на прогулке – используя мяч).
Публикация «Дидактические игры для развития словесно-логического, творческого и диалектического мышления» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
«Кто кем был?»- на установление последовательности событий, явлений. Вначале детям предлагаются картинки, отражающие изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течении некоторого периода времени, потом можно играть без наглядности. Нр. дерево, с начало было- семечко- росток- саженец- дерево- бумага- книги.
«Летает- не летает», «Тонет -не тонет», «рисует –не рисует», тянется- не растягивается» «Растет -не растет» - эти игры лучше проводить в движении- или поднимать руки, или ловить мяч. Если дети допускают многочисленные ошибки, то следует вернуться к этой теме на занятиях и поэкспериментировать.
«Объединение»- детям предъявляются или называются два предмета, которые нужно сравнить, нр. самолет и карандаш- оставляют след, оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша. Для детей помладше можно использовать картинки (мяч и яблоко). Можно построить игру по другому- предложить детям объединиться друг с другом в зависимости от свойства, заданного взрослым: живой, живут в воде, на суше, холодный, мокрый, съедобный…
«Ресурсный анализ»- один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов.
Нр. кирпич имеет свойства: твердый, коричневый, пористый, значит его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, этими же свойствами обладают и другие предметы - чем можно рисовать? (краски, уголь, карандаши, фильтром может служить ткань, вата, сетка, марля…. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ предмета. Детям можно предложить ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов:
«У Маши разбилось зеркало, где она может увидеть свое отражение?»
Или ситуации анализирующие поступки детей или ситуации
«С Машей никто не дружит, что ей делать?» и т. д.
«Аргументация» игра для старших дошкольников. Из набора картинок каждый выбирает себе и называет не видя ее, чем это может быть, а затем объясняет, почему они похожи. Нр. на картинке нарисована книга (дети этого не знают)- они высказывают предположения, что это может быть, нр. - кот, дом, карандаш…. А когда картинка показывается, дети пытаются объяснить, почему кот, дом, карандаш. подходят к книге. (есть ученый кот который читает книги, окна в доме такой же формы)
«Добавление»- детям предлагаются картинки, слова, на которых, допустим изображены- лиса, волк- дети по смыслу дополняют еще животных. Далее можно спросить, а что надо добавить, чтобы получился лес? (деревья, грибы, траву, птиц, др. животных, болото, ягоды….) а чтобы получился зоопарк? (клетки, смотрителя, дорожки, других зверей, билеты, посетителей, директора и пр.)
Объекты для объединения можно предлагать и в форме загадки, нр. две ноги, туловище, голова- что надо добавить, чтобы получился человек? Хвост, лапы- кот, собака, что надо добавить, чтобы получился слон? Птица? Ящерица?.
«Веселые картинки»- для организации игры необходимо взять набор картинок не менее 20 штук, как предметного так и сюжетного содержания. Картинки выкладываются в бессмысленном порядке, далее содержание каждой последующей картинки нужно связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка.
Игра «Диафильм»- детям предлагаются ситуации «варим борщ», «садим лук», «ловим рыбу»- ребенок должен назвать последовательность событий, действий, предшествующих изображенному событию, а в последствии и последующие события. Нр. «мальчик ловит рыбу»- сначала он приготовил удочку, накопал червей, пришел на берег, насадил червяка на крючок, закинул удочку, смотрит на поплавок. И т. д.
«Последовательность событий»- дети сначала по знакомому сюжету учатся выкладывать картинки по их смысловой последовательности, а затем предлагаются картинки с сюжетом, незнакомым для детей. Количество картинок постепенно увеличивается. После выкладывания надо научить детей составлять полный грамматически верный рассказ.
«Рассказ задом наперед»- картинки выкладываются по сюжету, основываясь на логическую поэтапность развития событий. После того как дети рассказали рассказ, предложите им рассказать рассказ, начиная с последней картинки, в начале взрослый помогает ребенку наводящими вопросами
«Если бы…» -предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы «Если бы я был волшебником» (каким? Зачем? Что делал бы) «Если бы я стал невидимым», «Если весна не наступит совсем» (что произойдет с растениями, животными, людьми).
Можно использовать приемы «фантастическое вычитания» и «фантастическое увеличение», предполагающие в игровой форме освоение диалектического закона о переходе количества в качество. Что бы было, если исчезло, не стало одной ножки у стола, стула? У машины руля или гудка?
«Мир наоборот»- когда предметы, животные, явления обладают необычными для них свойствами.
С детьми можно анализировать самые разнообразные ситуации, если солнце станет холодным, что будет?
«Оптимисты и скептики»- дети учатся разрешать возникающие противоречия.
Правила игры заключаются в следующем, один из играющих задает ситуацию (взрослый, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень»
1- Хорошо дома есть телевизор- смотреть можно
2- (опровергает) Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.
А можно попытаться рассказывать знакомые сказки, нр. «Снегурочка», «Колобок».
Игра «Маятник»- дети выискивают положительные и отрицательные свойства явлений, событий «На улице идет дождь, что в этом хорошего, а что плохого».
Игра «Кузовок»- взрослый берет корзинку и, передавая ее детям, говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что заканчивается на «ок», обмолвишься, отдашь залог». Корзинка передается по кругу, и ребята по очереди говорят слова в рифму на «ок», нр. «Я положу в кузовок клубок… сапожок…»
«Бесконечное предложение»- придумывается любое слово, нр. «солнце», далее добавляется новое, но чтобы словосочетание и предложение было логически правильным.
Солнце светило, ярко светило солнце, на небе ярко светило солнце, на небе ярко светило весеннее солнце, на небе ярко светило и играло весеннее солнце.
«Да-нет»- один из игроков задумывает слово. Дети задают вопросы, пытаясь его отгадать, ответы на которые могут быть только «да» и «нет».
«Объяснялки»- ребенок «вживается» в роль взрослого и сам объясняет, разъясняет, делится своими знаниями. Взрослый может взять на себя сказочную роль «Незнайки», «Инопланетянина» или в гости пришел лесной или сказочный персонаж, которому многое в диковинку. «Что такое облако?»
«Бывает-не бывает»- детям предлагаются картинки (младшим дошкольникам, ситуации или словосочетания (для старших дошкольников, а они отвечают - бывает или нет. Реальные и нереальные ситуации должны чередоваться.