Наталья Аксёнчикова
Блоки Дьенеша как игра для развития логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Принимая вновь в детский сад малышей, всегда мечтала к концу их дошкольного детства воспитать в них любознательность и желание узнавать новое.
Я старалась научить детей любить математику, научить их считать, решать задачи, тем самым хорошо подготовить своих выпускников к обучению в школе.
Цель прекрасна, а задача очень сложна. Сколько было просмотрено, прочитано и изучено специальной литературы.
Известно, что внимание ребенка всегда направлено на то, что ему интересно, поэтому старалась каждое занятие сделать занимательным.
В своей долгой педагогической практике испробовала много разных методик и программ.
Публикация «Блоки Дьенеша как игра для развития логического мышления» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из инновационных программ я познакомилась с комплексной программой «Детский сад 2100» и с предыдущим выпуском работала по пособию М. В. Корепановой «Моя математика». Работая с данным пособием, ребенок учится сравнивать величины, считать, анализировать, обобщать, строить простейшие логически связанные высказывания, но большую радость я, как педагог, получила от встречи с книгой З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логическо-математическое развития дошкольников».
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизации при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служит наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умения вырастают из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужные решения.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным являются логические блоки Дьенеша. Были определены основные линии движения в развитии детей дошкольного возраста в играх с блоками Дьенеша :
- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) - к мыслительным действиям (абстрагирования, сравнения, обобщения и классификаций);
- от действий с одним свойством (цветом, формой, размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой);
Назначение блоков Дьенеша – это способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения, построением логического высказывания, сопоставления алгоритмов.
Большую помощь в моей работе помогла книга «Логико-математическое развитие дошкольников» З. А. Михайлова, Е. А. Носова.
Определены задачи в работе с детьми по использованию логических блоков :
-развивать логическое мышление;
-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и -различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
-развивать пространственные представления;
-развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;
-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей;
-развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Воспитатель вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
Перед нами, воспитателями, стоит задача: формировать познавательный интерес. Это средство привлечения к обучению, средства активизации мышления детей.
Занятия будут познавательными, если дети в ходе его:
-думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
-удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
-дети становятся внимательными (целеустремленными, настойчивыми, проявляют волю в достижении результата);
-фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные, новые образы).
Примеры таких занимательных занятий и дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса и активности детей, я предлагаю в своих разработках с блоками Дьенеша.