дарья шмакова
Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Публикация «Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июль 2022
Недостаточное сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
При задержке психического развития представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра позволяет ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и увеличить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроля над состоянием сенсорного развития детей.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала :
- индивидуальные социально- психологические особенности детей;
- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
- возрастные особенности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
Для развития мелкой моторики
Пирамидки (окрашенные в основные цвета,
матрешки,
кубы с прорезями разной формы, мозаика.
бизиборд (шнуровка, застежки, крючки, кнопки)
Разноцветные прищепки»
Для восприятия формы и величины
Домик с прорезями для геометрических фигур.
«Чудесный мешочек» с набором геометрических форм
Для восприятия цвета
Набор цветных палочек
Набор цветных кубиков
Мозаика
Бусы, ленточки, прищепки, колечки, резинки для волос и др.
Для тактильных ощущений
«Трогательный коврик» (сюжетное панно со съемными деталями «Времена года. Дерево.»)
Игра «Математическая гусеница» «Цветные крышечки» (повышение уровня сенсорного развития и формирование у дошкольников с ЗПР математических представлений).
Организовала онлайн консультацию для родителей по созданию дидактических игр, по итогу которой родители изготавливали игры и пособия. Такие как : «Танграм», «Наряди солнышко», «Цветочная полянка»,
Создала Игру Авто трек, с определенным набором правил. Развивает моторику рук помогает запоминанию цвета.