Папки-передвижки

Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Елена Жигулина
Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Согласно вступившему в силу 1 января 2014 года стандарту дошкольного образования, главная задача - понимание новым поколением педагогов важности ухода от учебно-дисциплинарной модели, занимавшей прочные позиции в системе работы с дошкольниками на протяжении последних десятилетий. Авторы современных программ и методических разработок для дошкольных организаций обращают внимание на то, что педагогам следует больше играть с детьми и в процессе игры обучать их жизненным премудростям.

Публикация «Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах

Исследования Э. Берна, В. Леви, Й. Хейзенги, Д. Эльконина и др. показали, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Дети сначала играют в игры, где основным содержанием является предметная деятельность и дорастают до игр, отражающих отношения между людьми. Результатом освоения игрового содержания выступает подчинение правилам общественного поведения. В известном труде Д. Б. Эльконина «Психология игры» подробно говорится о ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста [12]. Все следующие за ним возрастные периоды продолжают включать игру в учебную (младшие школьники, общественно полезную (средний школьный возраст, учебно-профессиональную (старший школьный возраст) деятельность.

О целесообразности использования игры в работе с дошкольниками писали в разное время Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, А. А. Мелик-Пашаев, Н. А. Метлов, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, Т. Э Тютюнникова, Е. А. Флерина, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр, Д. Б. Эльконин и др. Сегодня педагогами игровая деятельность и игровые технологии широко используются для освоения понятий, объяснения или закрепления материала, а так же для упражнения или контроля [1, 6, 10, 11]. Особое место в практике работы с детьми, по мнению А. Н. Давидчук и Л. Г. Селиховой, занимают дидактические игры, представляющие собой основу игрового обучения. От игр «вообще» педагогическую игру отличает существенный признак - четко поставленная цель обучения и соответствующий педагогический результат [2, с. 98]. Исследователи выделяют следующие функции дидактической игры.

Обучающая. Правильно организованная дидактическая игра имеет учебное содержание, воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. Игровое содержание - это то, что определяет характер и особенности, игры : дети знают правила игрового поведения, цели игры, свои основные действия и результаты, которых от них ожидают.

Развивающая. Дискуссия, организованная музыкальным руководителем в рамках дидактической игры, развивает логическое и протоинтонированное (по В. В. Медушевскому) мышление детей. В условиях игровой деятельности поддерживается активность и интерес к изучаемому материалу, поставленной проблеме, усиливается уверенность в своих силах. А игровое взаимодействие создает благоприятные условия для закрепления способов и приемов получения знаний, развития творческих (в том числе и музыкальных) способностей дошкольников.

Побуждающая. Игровые моменты, побуждая к решению образовательных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интереса к учебно-познавательной деятельности - ведь игровая деятельность связана с потребностью в успешном выполнении поставленной задачи игры.

Коммуникативная. В дидактической игре создаются оптимальные условия для осуществления взаимодействия дошкольников (активизация функций участников игры). Дети учатся действовать согласованно и осознают себя активно общающимися членами коллектива [4, 9, 11].

В музыкально-дидактической игре каждый ребенок может применить свои знания, показать свое понимание учебно-познавательной задачи, проявить умения слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координацию и согласованность действий дошкольников, а продуманная организация позволяет детям выступать в определенных ролях, перевести деятельность в игровой план. При этом реализация игровых приемов и ситуаций происходит по этапам: дидактическая цель формулируется как игровая задача, правилами игры регулируют образовательную деятельность, а музыкальный материал занятия используется как средство игры. Это позволяет ввести в занятие соревновательный дух, который переводит дидактическую задачу в игровую, а результатом игры становится успешное выполнение дидактического задания [9, с. 7]. Варианты сочетания элементов игры и ученья во многом зависят от понимания музыкальным руководителем функций и роли педагогических игр.

В последние годы психология детей сильно изменилась: они много времени проводят с различными гаджетами; у них не развито воображение, но зато прекрасная зрительная и слуховая память, способность охватывать и запоминать различные схемы и символы. Именно поэтому возрастает роль наглядных пособий, концентрирующих информацию в лаконичной зрительной форме.

Педагогами-музыкантами разработаны и описаны приемы, выступающие средствами стимулирования образовательной деятельности: привлечение наглядных пособий, игровой подход к освоению материала, наличие творческих заданий на занятии. Существуют различные классификации игр и пособий. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей, наиболее часто исследователи и педагоги-практики классифицируют музыкально-дидактические игры и пособия именно по этому основанию - для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма [4, 9].

Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные. Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Л. Н. Комисарова разделяет игры и пособия по видам музыкальной деятельности, которые осваиваются с их помощью. Применительно к дошкольникам основанием классификации музыкальных игр других авторов служат: задачи музыкального воспитания; виды игровых действий; виды музыкальной деятельности, которые осваиваются с помощью игровых действий; этапы становления детского музыкального творчества и т. д. [7, 8].

Так, Н. И. Льговская обращает внимание на то, что результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [5, с. 7].

И. П. Равчеева указывает, что музыкально-игровой материал можно использовать:

- как структурный компонент образовательной деятельности;

- как целостную организационную форму, сконструированную в виде развернутой музыкальной игры;

- на праздниках и развлечениях;

- в совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников [8, с. 8].

По нашему мнению, для педагогов-практиков представляют интерес описаные Н. Г. Жердеевой требования к организации музыкально-дидактической игры на занятии с дошкольниками :

- заранее определить целевую направленность в зависимости от содержания конкретного материала, которым дети должны овладеть на занятии;

- сформулировать цель занятия или задачу этапа, в рамках которого проводится игра, сделать целью игрового взаимодействия детей, а процесс решения образовательных задач выразить в качественных показателях и использовать для оценки хода и результатов игры.

- учитывать условия обучения и время, отводимое на дидактическую игру, а также этапы занятия, на которых игра применяется;

- использовать различные варианты музыкально-дидактической игры и их возможные сочетания.

При этом автором отмечается, что в дидактической игре существуют цели трех уровней: общая (наслаждение, удовольствие от игры, функциональная (игровая задача, достижение конкретной образовательной проблемы (определи, узнай, угадай и т. д.). Включение и сочетание дидактических игр в образовательный процесс нужно тщательно продумывать в соответствии с возрастом и уровнем музыкального развития воспитанников и менять их последовательность в каждом конкретном случае [3]. Поэтому составление игровых комплексов из отдельных дидактических игр - забота каждого педагога-музыканта.

На основе изученной литературы и анализа собственной деятельности по развитию музыкальных способностей детей в условиях дошкольной организации пос. Солидарность Елецкого района Липецкой области мы пришли к выводу, что музыкальному руководителю необходимо знать и уметь применять современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Наше исследование, проведенное при написании выпускной квалификационной работы, показало, что качество усвоения музыкального материала зависит от:

- учета педагогом-музыкантом основных дидактических принципов;

- умения установить связь искусства с явлениями окружающего ребенка мира во всем его многообразии;

- соответствия организации общения с музыкой эстетической сущности искусства;

- умения создать «ситуации успеха» в творческих проявлениях,

- комфортного эмоционального взаимодействия педагога и воспитанников;

- использования музыкального материала высокого качества;

- наличия инструментария, способного заинтересовать детей.

Знание музыкальным руководителем закономерностей и особенностей организации игровой деятельности, методики проведения музыкально-дидактических игр позволяют не только успешно развивать музыкальные способности дошкольников (музыкальный слух (чувство лада); музыкально-ритмическое чувство; способность к музыкально-слуховым представлениям, но и поддержать у детей интерес к пению, правильно передавать направление движения мелодии, развить музыкальную память и чувство ритма, научить общаться, передавать в движении художественный образ, приобщить к русским народным традициям. Мы убедились, что для дошкольников дидактическая игра всегда желанна и позволяет внести позитивные эмоции в занятия. Ее использование помогает формировать у детей необходимые навыки, избегая утомляемости и закреплять в сознании слуховые модели, то есть осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определенных действий. Забота педагогов ДОУ об обогащении предметной музыкально-развивающей среды дошкольного учреждения, включающей художественно-эстетическую зону, создает условия для творческого развития детей, вводит ребёнка в мир искусства с радостью и улыбкой.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - Москва: Апрель Пресс Экспо Пресс, 2001.

2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.

3. Жердеева Н. Г. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у старших дошкольников // [Электронный ресурс] URL :https://razvitum.org/main/662?date=2009-11-01 [ дата обращения: 20.09.2016].

4. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.

5. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.

6. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - Москва: Феникс, 2009.- 357 с.

7. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников /авт. -сост. Н. Г. Кшенникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 48 с.

8. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /автор-сост. И. П. Равчеева. - Волгогорвд: Учитель, 2015. – 41 с.

9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры : Настроения, чувства в музыке. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с.

10. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи…Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - Изд. 2-е – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 264 с.

11. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад Детства: новый взгляд на дошкольное образование. – М. : ТЦ Сфера, 2014.–128 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд, стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детейДидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детей «Волшебные мешочки». Мешочки изготовлены из ткани, с разными наполнителями. Каждый мешочек будет издавать свой, неповторимый звук. Также.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 1 июля 2024 в 15:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жигулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД