Елена Жигулина
Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Согласно вступившему в силу 1 января 2014 года стандарту дошкольного образования, главная задача - понимание новым поколением педагогов важности ухода от учебно-дисциплинарной модели, занимавшей прочные позиции в системе работы с дошкольниками на протяжении последних десятилетий. Авторы современных программ и методических разработок для дошкольных организаций обращают внимание на то, что педагогам следует больше играть с детьми и в процессе игры обучать их жизненным премудростям.
Публикация «Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследования Э. Берна, В. Леви, Й. Хейзенги, Д. Эльконина и др. показали, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Дети сначала играют в игры, где основным содержанием является предметная деятельность и дорастают до игр, отражающих отношения между людьми. Результатом освоения игрового содержания выступает подчинение правилам общественного поведения. В известном труде Д. Б. Эльконина «Психология игры» подробно говорится о ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста [12]. Все следующие за ним возрастные периоды продолжают включать игру в учебную (младшие школьники, общественно полезную (средний школьный возраст, учебно-профессиональную (старший школьный возраст) деятельность.
О целесообразности использования игры в работе с дошкольниками писали в разное время Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, А. А. Мелик-Пашаев, Н. А. Метлов, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, Т. Э Тютюнникова, Е. А. Флерина, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр, Д. Б. Эльконин и др. Сегодня педагогами игровая деятельность и игровые технологии широко используются для освоения понятий, объяснения или закрепления материала, а так же для упражнения или контроля [1, 6, 10, 11]. Особое место в практике работы с детьми, по мнению А. Н. Давидчук и Л. Г. Селиховой, занимают дидактические игры, представляющие собой основу игрового обучения. От игр «вообще» педагогическую игру отличает существенный признак - четко поставленная цель обучения и соответствующий педагогический результат [2, с. 98]. Исследователи выделяют следующие функции дидактической игры.
Обучающая. Правильно организованная дидактическая игра имеет учебное содержание, воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. Игровое содержание - это то, что определяет характер и особенности, игры : дети знают правила игрового поведения, цели игры, свои основные действия и результаты, которых от них ожидают.
Развивающая. Дискуссия, организованная музыкальным руководителем в рамках дидактической игры, развивает логическое и протоинтонированное (по В. В. Медушевскому) мышление детей. В условиях игровой деятельности поддерживается активность и интерес к изучаемому материалу, поставленной проблеме, усиливается уверенность в своих силах. А игровое взаимодействие создает благоприятные условия для закрепления способов и приемов получения знаний, развития творческих (в том числе и музыкальных) способностей дошкольников.
Побуждающая. Игровые моменты, побуждая к решению образовательных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интереса к учебно-познавательной деятельности - ведь игровая деятельность связана с потребностью в успешном выполнении поставленной задачи игры.
Коммуникативная. В дидактической игре создаются оптимальные условия для осуществления взаимодействия дошкольников (активизация функций участников игры). Дети учатся действовать согласованно и осознают себя активно общающимися членами коллектива [4, 9, 11].
В музыкально-дидактической игре каждый ребенок может применить свои знания, показать свое понимание учебно-познавательной задачи, проявить умения слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координацию и согласованность действий дошкольников, а продуманная организация позволяет детям выступать в определенных ролях, перевести деятельность в игровой план. При этом реализация игровых приемов и ситуаций происходит по этапам: дидактическая цель формулируется как игровая задача, правилами игры регулируют образовательную деятельность, а музыкальный материал занятия используется как средство игры. Это позволяет ввести в занятие соревновательный дух, который переводит дидактическую задачу в игровую, а результатом игры становится успешное выполнение дидактического задания [9, с. 7]. Варианты сочетания элементов игры и ученья во многом зависят от понимания музыкальным руководителем функций и роли педагогических игр.
В последние годы психология детей сильно изменилась: они много времени проводят с различными гаджетами; у них не развито воображение, но зато прекрасная зрительная и слуховая память, способность охватывать и запоминать различные схемы и символы. Именно поэтому возрастает роль наглядных пособий, концентрирующих информацию в лаконичной зрительной форме.
Педагогами-музыкантами разработаны и описаны приемы, выступающие средствами стимулирования образовательной деятельности: привлечение наглядных пособий, игровой подход к освоению материала, наличие творческих заданий на занятии. Существуют различные классификации игр и пособий. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей, наиболее часто исследователи и педагоги-практики классифицируют музыкально-дидактические игры и пособия именно по этому основанию - для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма [4, 9].
Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные. Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Л. Н. Комисарова разделяет игры и пособия по видам музыкальной деятельности, которые осваиваются с их помощью. Применительно к дошкольникам основанием классификации музыкальных игр других авторов служат: задачи музыкального воспитания; виды игровых действий; виды музыкальной деятельности, которые осваиваются с помощью игровых действий; этапы становления детского музыкального творчества и т. д. [7, 8].
Так, Н. И. Льговская обращает внимание на то, что результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [5, с. 7].
И. П. Равчеева указывает, что музыкально-игровой материал можно использовать:
- как структурный компонент образовательной деятельности;
- как целостную организационную форму, сконструированную в виде развернутой музыкальной игры;
- на праздниках и развлечениях;
- в совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников [8, с. 8].
По нашему мнению, для педагогов-практиков представляют интерес описаные Н. Г. Жердеевой требования к организации музыкально-дидактической игры на занятии с дошкольниками :
- заранее определить целевую направленность в зависимости от содержания конкретного материала, которым дети должны овладеть на занятии;
- сформулировать цель занятия или задачу этапа, в рамках которого проводится игра, сделать целью игрового взаимодействия детей, а процесс решения образовательных задач выразить в качественных показателях и использовать для оценки хода и результатов игры.
- учитывать условия обучения и время, отводимое на дидактическую игру, а также этапы занятия, на которых игра применяется;
- использовать различные варианты музыкально-дидактической игры и их возможные сочетания.
При этом автором отмечается, что в дидактической игре существуют цели трех уровней: общая (наслаждение, удовольствие от игры, функциональная (игровая задача, достижение конкретной образовательной проблемы (определи, узнай, угадай и т. д.). Включение и сочетание дидактических игр в образовательный процесс нужно тщательно продумывать в соответствии с возрастом и уровнем музыкального развития воспитанников и менять их последовательность в каждом конкретном случае [3]. Поэтому составление игровых комплексов из отдельных дидактических игр - забота каждого педагога-музыканта.
На основе изученной литературы и анализа собственной деятельности по развитию музыкальных способностей детей в условиях дошкольной организации пос. Солидарность Елецкого района Липецкой области мы пришли к выводу, что музыкальному руководителю необходимо знать и уметь применять современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Наше исследование, проведенное при написании выпускной квалификационной работы, показало, что качество усвоения музыкального материала зависит от:
- учета педагогом-музыкантом основных дидактических принципов;
- умения установить связь искусства с явлениями окружающего ребенка мира во всем его многообразии;
- соответствия организации общения с музыкой эстетической сущности искусства;
- умения создать «ситуации успеха» в творческих проявлениях,
- комфортного эмоционального взаимодействия педагога и воспитанников;
- использования музыкального материала высокого качества;
- наличия инструментария, способного заинтересовать детей.
Знание музыкальным руководителем закономерностей и особенностей организации игровой деятельности, методики проведения музыкально-дидактических игр позволяют не только успешно развивать музыкальные способности дошкольников (музыкальный слух (чувство лада); музыкально-ритмическое чувство; способность к музыкально-слуховым представлениям, но и поддержать у детей интерес к пению, правильно передавать направление движения мелодии, развить музыкальную память и чувство ритма, научить общаться, передавать в движении художественный образ, приобщить к русским народным традициям. Мы убедились, что для дошкольников дидактическая игра всегда желанна и позволяет внести позитивные эмоции в занятия. Ее использование помогает формировать у детей необходимые навыки, избегая утомляемости и закреплять в сознании слуховые модели, то есть осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определенных действий. Забота педагогов ДОУ об обогащении предметной музыкально-развивающей среды дошкольного учреждения, включающей художественно-эстетическую зону, создает условия для творческого развития детей, вводит ребёнка в мир искусства с радостью и улыбкой.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - Москва: Апрель Пресс Экспо Пресс, 2001.
2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.
3. Жердеева Н. Г. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у старших дошкольников // [Электронный ресурс] URL :https://razvitum.org/main/662?date=2009-11-01 [ дата обращения: 20.09.2016].
4. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.
5. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
6. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - Москва: Феникс, 2009.- 357 с.
7. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников /авт. -сост. Н. Г. Кшенникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 48 с.
8. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /автор-сост. И. П. Равчеева. - Волгогорвд: Учитель, 2015. – 41 с.
9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры : Настроения, чувства в музыке. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с.
10. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи…Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - Изд. 2-е – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 264 с.
11. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад Детства: новый взгляд на дошкольное образование. – М. : ТЦ Сфера, 2014.–128 с.
12. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд, стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.