Светлана Киселёва
Концептуальное изложение «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры».
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Концептуальное изложение „Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В дошкольном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.
В рамках реализации концепции математического образования образовательной организации я определила для себя тему своего профессионального роста «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры».
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят Мария Монтессори и Фридрих Фребель.
М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма (теория и практика конструирования собственных технологий обучения, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля», систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).
Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.
Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками.
Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание и такие авторы, как З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Е. В. Сербина, А. А. Столяр. Данные авторы предлагают идею развития у дошкольников логико-математических представлений на основе использования серии обучающих игр.
Изучив литературу, опыт работы, поставила перед собой цель - способствовать развитию логико-математических представлений дошкольников, используя обучающие игры.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. развитие умственных способностей (мышления, воображения, восприятия).
2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания, математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение.
Отправной точкой для постановки задач являются диагностические данные, по освоению Основной образовательной программы учреждения по познавательному развитию.
На начало учебного года:
высокий уровень развития- 0%
средний уровень развития- 37%
низкий уровень развития- 63%
Дидактические игры, которые я использую, можно разделить на несколько групп
1. по содержанию:
Игры на ориентировки в пространстве («Котята разбежались», «Найди мишку», «Аист»)
Игры с геометрическими фигурами («Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуру»)
Игры на различие временных представлений («День-Ночь», «Когда это бывает?»)
Игры на логическое мышление («Лото», «Веселые матрешки», «Длинное - короткое»)
2. по характеру мыслительных операций:
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки)
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все круглые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.)
Объясни почему. (Все остальные - круги.)"
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко".
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. (по названию, по размеру, по форме, по цвету)
3. по развивающему воздействию (на развитие психических процессов) : мышление, память внимание воображение восприятие творческие способности.
Работая в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я - ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Как сказал Анатоль Франц –«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды (в группе, на территории, в окружающем пространстве).
В группе пространство вокруг ребё нка подчинено решению поставленных задач: создан уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группируем посуду по цвету, величине, сравнивали, чашки и блюдца. Всегда обращаю внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, стол квадратный, тарелка круглая.
Читая книги, мы учимся различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту, считали по количеству. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».
Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, сосульки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». «Кирилл уехал далеко на ледянке, а Оля близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерков столько же, сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты, глубокие сугробы, мелкие лужи.
Математическое содержание включаю в виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд. Для индивидуальной работы использовала ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду.
Я использую в своей практике метод интеллект-карт и адаптировала его к математике. Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира. Полезные свойства интеллект-карт Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно". Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты для закрепления и обобщения материала.
В своей группе я создала развивающую доску бизиборд по математике. Это пособие способствует развитию и совершенствованию творческого и логического мышления, закрепление счета и названия геометрических фигур, цветовосприятие, усидчивость, координации движений, воображения, мелкой моторики пальцев, проявление собственной активности.
В рамках реализации плана преемственности дошкольного и начального образования совместно с учителем начальных классов Соловьёвой Валентиной Александровной провели игру-развлечение «Путешествие в страну математики». Дети-школьники приходят в группу поиграть с малышами в математику.
При проведении дидактических игр я использую, изготовленную мной, картотеку, на каждой карточке указано название игры, цель, ход игры.
Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточно игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и без перспективы на развитие. В основном это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомить родителей, как можно сделать математику интересной для детей я для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике. С родителями проводила такие мероприятия: «Игровой математический тренинг», конкурс «Математических кроссвордов», «Математика для всех».
Для пропаганды педагогических знаний у родителей я использую письменные консультации:
«Формирование элементарных математических представлений для малышей», «Первые шаги в математике», «Роль дидактических игр в процессе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Формирование элементарных математических представлений – это интересно».
Популяризация данного направления дала свои результаты.
Вся группа зарегистрирована на образовательной платформе «Учи. ру»,где родители вместе с детьми с удовольствием решают математические задания.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, где каждый по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по Формирование элементарных математических представлений системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Высокий уровень развития вырос на 1%, средний уровень на 3 % .
В дальнейшем я планирую:
1. Вести кружок по математике
2. Для этого разработать программу математического образования по возрастам
3. Совершенствовать образовательную среду, ориентируясь на ближайшую зону развития детей.