Элла Гарина
Дидактические игры как форма обучения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.
Публикация «Дидактические игры как форма обучения детей раннего возраста» размещена в разделах
Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам, включение в занятие дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к происходящему.
Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста : умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то сейчас воспитанники могут действовать по инструкции, выполнять часть действий по представлению.
В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве; Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.
В играх с детьми раннего возраста использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.
Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие воспитателя и детей. Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Различают три основных вида дидактических игр :
предметныеигры,сиспользованиемразличныхпредметовилиприродныхматериалов;
настольныеигры;
словесныеигры.
Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.
Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным материалом, т. е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка.
Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр -научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики вот неполный перечень настольных игр для детей от 2-5 лет.
Третий вид дидактических игр - словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Воспитатель учит детей воспринимать прибаутки, сказки.
Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных возрастов.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.
При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Конечно же, нельзя заставлять ребенка насильно участвовать в этом виде деятельности. Нужно вызвать у него интерес, сделать так, чтобы он добился результата. И тогда, когда будет виден результат, у малыша будет хорошее настроение – это будет залогом успешного развития ребенка. На мой взгляд, более эффективного способа, чем дидактическая игра пока нет