Лариса Малышева
Дидактические игры и упражнения для развития речевого слуха у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные дей-ствия.
Краткое описание:
Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития речевого слуха у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в пер-вом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызо-ву каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.
Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.
Игра «Угадай, близко или далеко поезд»
Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.
Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой кар-тинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На треть-ей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у гром-ким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)
Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую кар-тинку.
Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).
Игра «Угадай, кто сказал»
Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения разли-чать высоту голоса.
Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.
Краткое описание:
Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произ-носит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие кар-тинки.
Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает по-следовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»
Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.
Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к вол-чатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радо-стью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радо-стью, с сожалением, с досадой).
Методические указания. Дети должны внимательно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»
Игра «Угадай, как надо делать»
Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем тем-пе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.
Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть вы-полнены в разном темпе.
Краткое описание:
Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подра-жая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит пе-дагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.
Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 ра-за подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.