Ирина Ямалиева
Дидактические игры и упражнения из счетных палочек
▼ Скачать + Заказать документы
. С помощью палочек можно научить ребенка считать, различать
цвета, познакомить с геометрическими фигурами. Наглядно познакомить с
составом числа. Из палочек дети учатся составлять различные изображения,
как по заданию взрослого, так и самостоятельно. Игра способствует развитию
логического мышления, воображения и памяти; развитию пространственных
представлений; закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках
геометрических фигур; развитию мелкой моторики рук; развитию
координации и сообразительности. Дети составляют из палочек фигуры,
Публикация «Дидактические игры и упражнения из счетных палочек» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
выкладывают контуры предметов и букв, которые сопровождают стишок или
загадку, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ
предмета, но и слуховой. Игры с палочками развивают тонкую координацию
движений рук и формируют пространственные представления.
Дидактическая игра №1 : «Выложи геометрическую фигуру».
ЦЕЛИ: развитие мелкой моторики; развитие навыков конструирования; учить детей
манипулировать с предметами по образцу; знакомство и закрепление
геометрических фигур и счета.
ОБОРУДОВАНИЕ: счетные палочки разных цветов.
Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно увеличивая сложность
заданий. Лучше всего игру сопровождать заучиванием стишков-малышек.
Квадрат.
Четыре палочки сложили,
И квадратик получили.
Прямоугольник.
Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура простая, рисуем смелее.
Треугольник.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Трапеция.
Взять треугольник и верх удалить -
Трапецию можно и так получить.
Ромб.
Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна
Дидактическую игру №2 : «Дострой фигуры».
Вы показываете детям, как составить из палочек геометрические фигуры. Потом
не достраиваете и предлагаете закончить построение.
Что бы достроить фигуру, дети должны представить ее целой (мысленно продлив
линии до пересечения).
Дидактическая игра №3 на закрепление геометрических фигур
«Преврати фигуру».
ЦЕЛИ: развитие мелкой моторики; развитие творческого воображения; развитие
навыков конструирования; учить детей манипулировать с предметами по образцу;
закрепление геометрических фигур и счета.
Телевизор (к квадрату добавили «ножки» и «антенну»)
Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
- Я люблю,- сказал он строго. -
Чтоб полосок было много!
Морковка (к треугольнику добавили "ботву" морковки)
Вот и вырастил я ловко,
Очень сладкую морковку!
Парусник (сразу две трапеции)
В море парусник плывёт.
Путешествовать зовёт!
Жук (к трапеции добавили «усы» и «ножки»)
Посмотрите на жука.
Он приполз издалека.
2-ой этап этой игры - закрепляем умение выкладывать сразу несколько
геометрических фигур в одном «изображении».
Окошко.
Как у нашего окошка,
Любит кошка посидеть,
Посидеть совсем немножко,
И на птичек посмотреть!
Конверт.
Почтальон принёс письмо!
Посмотрите - вот оно!
Домик.
Квадрат с треугольником соединяем,
И маленький домик мы получаем!
Грибок.
Я увидела грибок.
Сорвала и в кузовок!
Ракета.
Вот и быстрая ракета!
Я её построил сам!
Скоро, скоро на ракете,
Понесёмся к небесам!
Делая с ребенком такие фигуры, Вы сможете:
1 Развивать мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию
речи.
2 Закреплять знания цветов. Например, «корнеплод» у морковки
выкладываем из оранжевых палочек, а «ботву» из зеленых.
3 Закреплять понятия «большой», «маленький». Задания типа «Покажи
большой квадрат.» и т. д. ;
4 Закреплять знание геометрических фигур в доступной игровой форме. Это
может быть не только запоминание названий фигур, но и другие
геометрические понятия. Например, можно объяснить ребенку, что угол,
это то место, где «встречаются» две палочки.
5 Закреплять навыки счета. Например, дать задание малышу посчитать:
«Сколько палочек использовали для постройки фигуры? Сколько
прямоугольников? Сколько квадратов? Сколько маленьких квадратов?
Сколько всего фигур? Сколько углов у фигуры?» т. д. ;
Задания могут быть разными (всё зависит от возможностей ребенка и Вашей
фантазии). В игру можно включить и какой-либо персонаж. Например, посадить "у окошка кошку", как в стишке.
В этом случае можно закрепить предлоги: "у окошка кошка", "возле окошка. "
"на окошке сидит кошка", "в окошко смотрит. " и т. д., и ориентировку в
пространстве: "справа/слева сидит. " «вверху/внизу…»