Таисья Сагалакова
Консультация «Использование счетных палочек в математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация. «Использование счетных палочек в математике».
Если сказать, что счетные палочки – это нововведение в педагогическую деятельность. Могут усмехнуться, потому что их применяли на уроках еще во времена «царя Гороха».
Как гласит народная мудрость
«Ум гибнет не от износа, он ржавеет от неупотребления».
Темочки:
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
Все знают, что счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем, как на групповых занятиях, так и индивидуальных.
В начальной стадии предлагается освоить комплект счетных палочек - изучение цвета палочек;
Почему счетные палочки еще актуальны?
Потому что:
- счетные палочки развивают моторику пальчиков:
от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;
- занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
- во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа- слева, впереди- сзади, сверху- снизу;
- разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно- действенного мышления, активного мышления;
- выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;
- составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;
и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике : счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.
Для детей подготовительной к школе группы используем задачи-головоломки :
- по способу перестроения фигур,
- степени сложности.
В игровой ситуации можно использовать три подгруппы :
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек : составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения даем задачи на смекалку в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
Организуя эту работу, ставим цель:
- учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
- составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число;
- реализовать средства игры в игровых действиях.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентиров.
Свойства и отличительные признаки геометрических фигур в математике развивает пространственное представление, закрепляет знаний о составе количества счетных палочек. Например,
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники);
9. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);
10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой);
11. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
12. Составить маленький и большой квадраты;
13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.