Евгения Леонтьева
Дидактические игры и пособия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
«Круги Луллия»
Цель: Закреплять знания о народных промыслах («Гжельская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», «Хохломская роспись»).
Задачи : - Совершенствовать представлений о цветовой гамме росписи, ее элементах.
- Развивать внимания, воображения, логического мышления.
- Развивать умение действовать в команде.
Публикация «Дидактические игры и пособия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
На трех кругах раскладываются карточки с изображением предметов декоративно- прикладного творчества, на второй круг изображение элементов росписи, на третьем круге карточка с изображением цветовой гаммы. Необходимо соединить все три элемента и рассказать какая роспись получилось и из каких элементов и цветовой гаммы состоит.
«Лото»
Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своей страны.
Задачи: - Закреплять знания об элементах орнамента росписи.
- Развивать умение отличать народные промыслы друг от друга, называть их.
- Воспитывать интерес к настольным играм.
Каждый участник получает карточку с изображением предмета декоративно- прикладного творчества. Водящий достает из мешочка карточку с элементом росписи, называет ее. Выигрывает тот, кто узнает свои элементы и первым закроет свое игровое поле.
«Дымковское домино»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народно-декоративному прикладному искусству.
Задачи: - Закреплять знания о названиях дымковских игрушек.
- Развивать интерес к дымковской игрушке и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать интерес к искусству.
Перевернуть картинки изображением вниз и перемешать. Каждый участник берет по пять домино. Первый ходит ребенок, у которого попалась двойная картинка. Если нет подходящей картинки ребенок идет «на базар» (берёт домино из свободных). Выигрывает тот ребенок, у которого раньше всех закончится домино.
«Как рисовал художник»
Цель : Знакомить детей старшего дошкольного возраста поэтапному выполнению росписи.
Задачи: - Закреплять знание основных этапов росписи, этапами «оживления».
- развивать чувство композиции и цвета.
- воспитывать интерес и уважение к народному творчеству мастеров.
Детям предлагается расположить образцы декоративного творчества в той последовательности, как их расписывает художник. Сначала необходимо выбрать образец, на котором элементы окрашены в один цвет. Их художники называют «подмалевок». Затем следует подобрать образец, где добавляются другие цвета. И так далее, пока не получиться целостное изображение. Следует рассказать детям, что последний этап росписи называется «оживление»
«Мемо. Декоративно-прикладное искусство»
Цель: Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям.
Задачи: - Развивать умение различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов.
- Развивать внимание,память.
- РВоспитывать положительные эмоции в ходе игры.
Перед началом игры необходимо вместе с детьми изучить изображения на карточках. Обсудить в какой росписи он выполнены. Затем карточки необходимо перевернуть картинкой вниз. Необходимо открыть пару одинаковых карточек. Если ребенок открывает парных карточек, то забирает ее себе. Выигрывает тот, кто собрал больше парных карточек.
«Собери и расскажи»
Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своей страны.
Задачи: - Закреплять знания об узорах по мотивам народных росписей («Гжельская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», «Хохломская роспись», «Жостовская роспись»).
- Развивать умение отличать их друг от друга и правильно называть.
- Воспитывать усидчивость.
Необходимо собрать из пазл, элементы подходящие к росписи. Дети проговаривают название каждого элемента.
«Собери матрешку»
Цель : Развивать интерес детей к народным промыслам.
задачи: - Развивать умение различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов.
- Развивать внимание,память.
- Вызывать положительные эмоции в ходе игры.
В данной игре предлагается соединить верхнюю и нижнюю часть матрешки в соответствии с ее орнаментом. При работе со вторым диском предлагается соединить предмет с характерным для него цветом.
«Собери узор»
Цель : Знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством.
Задачи : - Умение создавать декоративные композиции на силуэтах предметов по образцу и самостоятельно.
- Развивать чувство ритма, симметрии.
- Воспитывать интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству.
Дети выкладывают узор по образцу. Дощечку следует украсить городецкой росписью. Вазу –хохломской росписью. Можно придумать свой узор. Все элементы пособия выполнено из фетра и оформлено в виде книги.
«Подбери пару»
Цель: Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям, умение их различать и узнавать.
Задачи: -Развивать умение различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов.
-Развивать внимание,память.
-Вызывать положительные эмоции в ходе игры
В данной игре следует подобрать пару варежек. Особенностью этой игры является, что 2 пары выполнены в одной росписи, но разной цветовой гамме.
«Поле чудес»
Цель: Развивать познавательный интерес, интерес к народно-прикладному творчеству.
Задачи: - Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о характерных элементах росписи, цветовой гамме.
- Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции.
- Воспитывать чувство товарищества, уважения к партнерам по игре.
Заданием в данной игре служит карточка. Это может быть элемент росписи, название самой росписи. Ребенок вращает барабан, называет букву и получает очки. Выигрывает тот, кто угадывает слово.
«Чудо- куб»
Цель: Воспитывать интерес к развивающим играм по народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи: - Развивать умение различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов.
- Формировать умение составлять декоративные композиции по образцу и самостоятельно.
- Развивать внимание, память.
- Вызывать положительные эмоции в ходе игры.
Данное пособие состоит из нескольких дидактических игр «Разрезные картинки», «Собери матрешку», «Подбери картинку». В кармашках можно найти шаблоны для самостоятельной росписи. На сторонах куба представлены изделия выполненные в росписи «Гжельская», «Хохломская», «Жостовская», «Дымковская». Также представлены образцы выполнения росписи Хохлома и Гжель в технике квиллинг