кира пашина
Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Составила:воспитатель старшей группы компенсирующей направленности
Пашина Кира Александровна
Упражнение «Построй дорожку»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться
до определенного места путем построения дорожки. Чтобы
построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные
взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги
герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для
этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
Публикация «Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ» размещена в разделах
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с
заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.
"Аквариум"
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель: Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование:На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.
"Упражнение «Найди игрушку»
Цель: развить память, внимание, аналитические способности.
Содержание: Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что
сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо
будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па
самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен
приступить к поискам.
Упражнение «Определи на ощупь»
Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие
формы и качества предмета.
Содержание: На столе нужно разложить все предметы. Затем в
течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти
предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди
этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один
предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок
должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с
закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это
упражнение и с открытыми глазами.
Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»
Пальчики перебираем и цепочку получаем.
Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в
кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из
пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний
и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения
пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Упражнение «Мозаика»
Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.
Содержание: Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их
можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре
(гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять
картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры.
Получается пуговичная мозаика.
Упражнение «Пластилинография»
Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.
Упражнение «Шнуровка»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать
шнурки.
Упражнение «Штриховка»
Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют
концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка
доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по
установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.
Пальчиковая игра «Колечко»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте
пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется
в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от
мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Ёжик"
дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук
Цель: Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий. Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита ёжик на устойчивой подставке, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.
Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.
"Пирамидка"
коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий
Цель:Учить соотносить отверстия колец со стержнем. Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать направленность действий и устойчивость внимания. Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.
Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.
Ход игры: 1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
"Найди деток для мамы"
дидактическая игра на развитие слухового восприятия
Цель: Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных. Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. Учить опознавать животных по рассказу педагога.
Оборудование:
Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры:
Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т. д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?», цвет («Это красное?»), размер («Это длинное?», вес («Это легкое?», функция («Из этого едят?», материал («Это деревянное?»).
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.