Лучший педагог года

Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР

Любовь Шуваева
Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Дидактические игры и упражнения направленные

на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР»

Воспитатель МБДОУ города Мценска

«Детский сад № 7» Орловской области

Шуваева Л. А.

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода которые используются в дидактических играх.

Публикация «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» размещена в разделах

Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые его окружают, ребенок путает предметы, сходные по назначению и похожие внешне (чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п.). Научить детей с ОНР различать сходные предметы. правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру». Воспитатель дает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например : чашка- стакан, шапка – шляпа. пальто – куртка. Рассказывает: «Мы получили новую квартиру и надо собрать все вещи. Подавайте мне ту вещь, которую я назову». Воспитатель называет, а ребенок подает картинку. В игре «Ателье» дети упражняются в умении подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, расцветки (клетчатая, цветная, однотонная). Важно чтобы дети при описании использовали больше прилагательных.

Игра «У кого какой предмет?» направлена на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы, способствует активизации в речи детей с ОНР слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов. Например : Воспитатель говорит: У меня на картинке рыбка красного цвета. Ребенок: А у меня голубого. Воспитатель: У моей рыбки большой хвост. Ребенок: У моей маленький.

Особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить детей с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны. Так как ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем не может уяснить без соответствующего обучения систематизацию цветовых тонов и оттенков. Детские работы (рисунки, аппликации) хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, но не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.

Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов. Игры на узнавание и различение цвета построены следующим образом: вначале ребенку помогают запомнить так называемые близкие друг другу цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, розовый – сиреневый и т,п. Далее дети упражняются в различении, назывании и группировке светлых и темных тонов, в употреблении обобщающих слов темные тона, светлые тона. В этом поможет детям игра «Футболисты». Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда справа - «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты «Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты «Грозы» - темные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно распределить на две группы. В одну должны войти все прямоугольники светлых тонов, а в другую темных». Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: розовый, голубой». Педагог уточняет термин «светлые тона» (дети перечисляют цвета, затем термин «темные цвета».

Вслед за этим дошкольников учат различать оттенки одного цвета: на первых порах выбираются два оттенка. Игра «Какие цвета использованы?» Воспитатель демонстрирует детям панно с аппликационным изображением петуха. Он выполнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками – светлым и темным или ярким и темным. Внизу под петухом - 10 клеточек с кармашками и 10 цветных квадратиков. Воспитатель рассказывает: «Когда вырезали петуха, то использовали бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков. Нужно внимательно посмотреть на петуха, назвать детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки. Далее детей учат различать несколько оттенков, например светло – желтый – ярко –желтый – темно – желтый. Игра «Подбери чашки к блюдцам». Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает: «В магазин вначале привезли блюдца. Продавцы расставили их на полки. Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как и блюдца». Дети называют какого цвета чашки они подобрали.

Далее в игре «Оденем кукол» дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета. Воспитатель выставляет на панно четыре куклы в зеленом, красном, коричневом и синем пальто. Предлагает детям надеть на них шапочки светлее пальто, а сапожки темнее. Эта игра учит детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчиненные предложения типа «Шапочка на кукле светлее, а сапожки темнее, чем пальто».

На редкость увлекательна и полезна игра «Костюмы для петрушек», упражняющая дошкольников в определении контрастных цветов путем использования спектрального круга с двойной передвигающейся стрелкой. Воспитатель демонстрирует панно на котором изображен спектральный круг с двойной передвигающейся стрелкой и танцующими петрушками. Объясняет, что цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет два цвета. Цвета, которые находятся друг против друга, называются контрастными. Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Игра «Две сестренки» развивает у детей связную речь : умение описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения. Воспитатель обращается к детям: «Я вам буду показывать двух сестренок - Свету и Тому, а вы будете рассказывать об одной из них, не называя имени. Надо рассказать сначала о внешности девочки, о цвете волос, глаз, потом о том как она одета: назвать одежду, обувь, цвет вещей. А все ребята должны узнать Тому и Свету по описанию». Воспитатель побуждает детей при описании внешности девочек употреблять разнообразные слова и словосочетания : кудрявые волосы, голубоглазая, светловолосая. Составляя описательные рассказы, дети должны пользоваться точным и разнообразным словарем, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве.

Дидактические игры и упражнения дают воспитателю возможность проводить занятия более живо и интересно. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Список литературы:

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000

2. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения : Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн, 2002. – 160 с.

3. Гамезо М. В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.

4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /Вступ. ст. А. И. Подольского – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.

5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с. 21.

6. Гербова В. В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 175с., ил.

7. Запорожец А. В. Психология действия. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127с.

9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.

10. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с. : ил.

11. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. –. Популярная психология для родителей (Под редакцией А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 400 с.

. – 159с. : ил.

12. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М. : Институт практической психологии, 2004. – 488 с.

13. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 2002. – 160 с.

14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с., ил.

15 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / под ред. В. В. Гербовой, / М. Просвещение 1988г.

16. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О. С. Ушаковой – М. : ТЦ Сфера, 2015 г.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Оборудование. Мяч. Содержание. Дети.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов Игра: «Исправь ошибку Незнайки» Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов Игра «Волшебный паровозик» Цели: • расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»; • развивать умение образовывать.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря прилагательных и признаков предмета Игра «Кто больше!» Цель: • обогащение словаря прилагательных и признаков предмета дошкольников; • активизация словаря детей Оборудование:.

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря существительных Игра «Кто скорее соберет» Цели: 1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты; 2. Учить детей группировать овощи и фрукты;.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.

Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе «Личностного компонента» Упражнение «Инструкция».

Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края» Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края. Основные задачи моего опыта работы: -обогащение.

Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 19:31
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шуваева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД