Наталья Попович
Дидактические игры «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
Публикация «Дидактические игры „Формирование познавательных интересов и познавательных способностей ребёнка“» размещена в разделах
-о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
-о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
-личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
-применение различных дидактических заданий и игр;
-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,
Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
1. Дидактические игры с использованием конструктора Лего
«ЛЕГО» – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».
Элементы Лего-конструктора можно использовать не только для конструирования, но и в дидактических играх и упражнениях. Вот несколько игр, в которые вы можете поиграть с детьми, так как каждая игра направлена на развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков.
1) Настольная игра «Лего- ходилка»
Для создания настольной игры мне понадобилось: лист формата А3, простой карандаш, линейка, цветная бумага, маркер, кубик с точками, детали от конструктора "Лего".
Изготовление:
- лист бумаги разлиновала с помощью простого карандаша на 24 прямоугольника;
- вырезала из цветной бумаги яркие прямоугольники и наклеила их на лист в определенные места;
- первый прямоугольник стал «стартом», а последний «финишем». В остальные прямоугольники я написала с помощью маркера математические действия на сложение и вычитание в пределах 10;
- необходимо также определить направление маршрута при помощи стрелок (в моём случае, маршрут в виде "змейки").
Всё! Настольная игра готова!
Правила игры: каждому участнику вручается "стартовый капитал" - это три детали от конструктора. Далее игроки бросают по очереди игральный кубик с точками, сколько выпало точек, столько игрок делает шагов вперед. Затем смотрим, что написано на клеточке, в которую мы пришли, и выполняем задание. Игрок выполняет действие и ход переходит следующему участнику. Так игра длится до тех пор, пока все участники игры не окажутся в клетке "Финиш", у кого на финише больше всего деталей, тот и выиграл!
2) «Собираем и считаем»
Дети называют число, изображенное в квадрате. Затем собирают башенку из такого количества деталей, какое указано в окошке. И так далее.
2. Дидактические игры с использованием помпонов.
1) Игра «Дерево сложения»
Для её изготовления потребуется: белый лист бумаги А3, 1 лист коричневой бумаги, 1 лист зеленой бумаги, 1 тонкая полоска бумаги (любого) цвета, 12 помпонов, 2 игральных кубика.
Врезаем ствол и крону дерева, соединяем их, затем в стволе делаем отверстия для кубиков, на линейке пишем числа от 1 до 12, у основания ствола делаем прорези и вставляем линейку. Игра готова!
Правила игры:
Предложите ребенку бросить первый кубик и разместить на кроне «яблоки» определенного цвета по числу точек. Затем бросить второй кубик и разложить «яблоки» другого цвета. Разместить кубики в отверстиях ствола и спросите, сколько всего получилось яблок. Пусть ребёнок сдвинет линейку так, чтобы в окошке появился ответ.
2) Игра «Цветы»
Нарисуйте цифру и предложите ребёнку выложить помпонами цветы, равное данному числу. И так далее.