Елена Саметова
Дидактические игры для развития интереса к художественному творчеству (рисование)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития интереса к художественному творчеству (рисование)
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН
Задачи: развивать умение детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности. Материал: репродукции картин. Описание игры : дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Публикация «Дидактические игры для развития интереса к художественному творчеству (рисование)» размещена в разделах
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т. д., а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Ребёнок, купивший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Задачи: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры : раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«УГАДАЙ КАРТИНУ» Задачи: развивать умение детей находить по словесному описанию картину. Материал: репродукции картин. Описание игры : 1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине. 2 вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.
«СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО» Задачи: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры : В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ»
Задачи: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т. д. Описание игры : воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.
«НАЙДИ НЕДОСТАТОК В ПОРТРЕТЕ»
Задачи: закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Описание игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
«СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ»
Задачи:закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры : детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.
«ЧАСТИ СУТОК»
Задачи: определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.
Описание игры : создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:
Утро.
Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.
День.
День работал целый день – Переделал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечем. Вечер. Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес … День погрустил немножко и исчез.
Ночь.
Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли.
«ПЕРСПЕКТИВА»
Задачи: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины с линией горизонта.
Материал: силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры : детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»
Задачи: формировать и закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т. д.
Описание игры : среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»
Задачи: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок. Описание игры : воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»
Задачи: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок, отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Описание игры : из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.
«СОСТАВЬ ПОРТРЕТ»
Задачи: закрепить знания о жанре портрета. Развивать умение правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Описание игры : детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.
Можно использовать в игре загадки: Между двух светил Не сеют, не сажают,
Я в середине один. Сами вырастают. (Нос) (Волосы)
Красные двери в пещере моей, Один говорит, двое глядят,
Белые звери сидят у дверей. Двое слушают.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою – (Язык, глаза, уши)
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы) Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной. (Глаза)
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Материал: репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Описание игры : на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.
Художественное слово о временах года:
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога …
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть …
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!
«ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ»
Задачи: развивать умение детей сравнивать картины.
Материал: репродукции картин.
Описание игры : взрослый или ребёнок выбирает две картины. Ребята по очереди называют замеченные сходства и различия. Вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они могут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещённости, динамике.
«В МУЗЕЕ» Задачи: развивать умение детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности. Материал: репродукции картин. Педагог предлагает детям быть в роли «Экскурсовода» в «музее». Ребенок должен назвать картину и рассказать другим детям о ней.
«ФАБРИКА»
Задачи: побуждать детей создавать материал для сюжетно- ролевой игры «Магазин» и использовать собственные поделки в игре, развивать творческие способности.
Материал: пластелин, фантики, солёное тесто, бросовый материал,бумага разной фактуры, бумажные формы ввиде банок, цветная бумага, картон,, монеты, карандаши, гуашь, кисти.
Описание игры : педагог предлагает детям смастерить «товары» из различного материала (слепить овощи, конфеты, из брорсового материала сделать сосиски, из цветной бумаги - капусту, из соленого теста слепить пирожки, булочки, на готовые бумажные формы наклеить вырезанные фрукты, ягоды, по типу «оригами» сделать кошелки, путем штриховки карандашом по бумаге, под которую подложена монета, нарисовать «деньги» и т. п.)
«ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»
Задачи: развивать умение дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры : детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
«УГАДАЙ, ЧТО ПОЛУЧИТЬСЯ»
Задачи: развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: Лист бумаги, карандаши.
Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию, но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Задачи: развивать чувство цвета.
Материал: гуашь, палитра, кисти, бумага.
Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю
краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
«ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ?»
Задачи: развивать творческое воображение.
Материал: Цветные карандаши, бумага.
Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок : действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
«ЧТО ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?»
Задачи: развивать воображение.
Материал: гуашь, палитры, кисти, бумагаПедагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.
«НАРИСУЙ НАСТРОЕНИЕ»
Задачи: развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния, пиктограммы, бумага,цветные карандаши, фломастеры.
Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать его эмоцию.
«ПРИДУМАЙ САМ»
Задачи: развивать воображение, фантазию.
Материал: бумага, краски, палитры, фломастеры.
Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
«ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»
Задачи: развивать умение детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: листы бумаги с незаконченным изображением (нарисованные разные геометрические фигуры, цветные и восковые карандаши, фломастеры.
Педагог предлагает детям дорисовать, «оживить» картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
«ВЕСЁЛАЯ ПАЛИТРА»
Задачи: развивать чувство цвета.
Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов. Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон. (и т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и
по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
«СИММЕТРИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Задачи: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы: шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Педагог рассказывает детям: -У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»
Задачи: развивать умения детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном, он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.
«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»
Задачи:развивать умение детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал:листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.
Цветные карандаши.
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,
полный чудес, а затем придумать, и рассказать про него историю.
«ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Задачи:развивать умения детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.
Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
«СОСТАВЬ ПОРТРЕТ»
Задачи: форимировать и закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица, бумага, цветные и восковые карандаши.
Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
«ПОДВОДНЫЙ МИР»
Задачи: закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Развивать умение детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей, создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
«ЗАМОК»
Задачи: развивать чувства формы.
Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок.
«ЦВЕТА ВОКРУГ НАС»
Задачи: закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.
Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.
«ПОДБЕРИ ЦВЕТ И ОТТЕНОК»
Задачи: закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.
Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок.
«ТЁПЛЫЕ ИХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА КРАСОК»
Задачи: закреплять знания о теплых и холодных цветах.
Материал: карточки с холодными и тёплыми цветами красок.
1– й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.
2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.
«ХУДОЖНИКИ- ВОЛШЕБНИКИ»
Задачи: развитие навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.
Материал: Бумага. Акварель.
Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания, кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися, потом
три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.
Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.
«ПАЛИТРА»
Задачи: развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал: гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего, палитры.
Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.
Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.
«РАДУГА – ДУГА»
Задачи: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал: карточки с цветами радуги, карточки с другими цветами и оттенками, гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, палитры,кисти листы бумаги с недорисованной радугой.
Педагог предлагает детям рассмотреть радугу и подобрать (выложить, те карточки, которые соответствуют цветам радуги). Далее дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д.).
«НАЙДИ КАРТИНЫ НАПИСАННЫЕ ТЕПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ ЦВЕИАМИ КРАСОК»
Задачи: закреплять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.
Материал: Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Цветы и фрукты»,
М. Асламазян «Ереванки», А. В. Шевченко «Натюрморт с кувшином и яблоками», П. Сезанн «Натюрморт с персиками и грушами», И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечой», Ф. Л. Толстой «Ягоды красной и белой смородины», Г. Курбе «Натюрморт», И. И. Левитан «Весна. Большая вода».
Задание:
1-й вариант: Найти картины, написанные только в теплой гамме (или холодной).
2-й вариант: Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.
«УБЕРИ ЛИШНЮЮ»
Задачи: уточнить представления детей о натюрморте.
Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.
Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону только пейзажи. Результаты обсуждаются с детьми.
«ПОДБЕРИ КРАСКИ КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»
Задачи: развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.
Материал: репродукция одной картины (у каждого ребенка своя).
Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.
«ЛЮБОПЫТНАЯ ЗМЕЙКА»
Задачи: развивать графические навыки рисования.
Материал: бумага, карандаши.
Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т. д., не пропуская ни одного)
«ВЯЗАНИЕ КАРАНДАШАМИ»
Задачи: развивать графические навыки рисования.
Материал: бумага, карандаши.
Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями (петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего). Дети «вяжут» шарф из черных ниток (простой карандаш, шапочку из цветных ниток (цветные карандаши). Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие.