Татьяна Рыжкова
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросе работы над развитием и обогащением словаря у дошкольников с ОВЗ.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарём лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Проводя словарную работу, педагог одновременно решает задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. д. Поэтому дошкольная педагогика, логопедия рассматривают развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, а дидактическую игру как эффективное средство развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и речевыми патологиями разного рода.
Публикация «Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопросами развития словаря у дошкольников с нарушениями речи занимались такие учёные как Флерина Е. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Лалаева Р. И. и многие другие. Авторы уделяли большое внимание поиску новых форм и методов работы с детьми с речевыми патологиями, а также использованию методов, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан.
Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для своевременного коррекционно-педагогического воздействия по формированию и развитию у детей лексического компонента языка.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития является одним из условий высокой эффективности логопедической работы по обеспечению готовности детей к
Словарная работа необходима для детей с нарушениями речи. Именно в этой работе происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической. Упущение этой возможности в последующем не восполняются, поэтому необходима своевременная и эффективная помощь детям, которая включает в себя работу по развитию интереса, чуткости и любви к родному слову, стремлению к точности его употребления в зависимости от контекста и ситуации общения.
Таким образом, формирование лексики у детей с нарушениями речи является одним из актуальных направлений в системе коррекционной логопедической работы.
В основе обучения применяются дидактические игры. Они включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности как составляющие.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2. настольно-печатные;
3. словесные игры.
Рекомендации по организации дидактических игр и упражнений
- игры не должны быть длительными по времени (5-15 мин.);
- они должны проводиться в неторопливом темпе;
- игра должна быть живой, интересной;
-игра должна быть частью непосредственно образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников :
Игра «Посылка»
Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры : каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Ход игры : предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход игры : педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка… (мед, малину, а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Игра «Научи Незнайку»
Цель: уточнение представления о «словах - признаках».
Оборудование: игрушка Незнайка, предметные картинки: помидор, слон, мяч, груша, лук, лимон, тигр, собака, банан, вода и т. д.
Ход игры : Логопед отчётливо и не спеша, читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете, форме, величине, материале предметов (Это синий помидор. Это маленький слон. Это квадратный мяч и т. п.) и просит ребёнка исправить ошибки (Это не синий, а красный помидор. Это не маленький, а большой слон. Это не квадратный, а круглый мяч.) Постепенно задания усложняются, дается не одно неправильное определение, а несколько (Это синий и треугольный помидор и т. п.).
Игра «Загадай загадку сам»
Цель: активизация словаря признаков.
Оборудование: схема, предметные картинки: лимон, груша, банан, яблоко, апельсин, арбуз и т. д.
Ход игры : Логопед предлагает ребёнку отгадать загадку. (Жёлтый, овальный, кислый, маленький. Что это? (Лимон) показывает картинку с изображением лимона) и предлагает придумать свои загадки о предметах, изображённых на картинках, предлагает ребенку с начало пользоваться уже знакомой ему схемой, а затем составить загадки без помощи схемы. Также логопед объясняет, что составлять загадки, надо не называя названия самого предмета, а, перечисляя только «слова - признаки», которые к нему относятся.
Игра «Непослушный мальчик»
Цель: учить ребёнка подбирать глаголы - антонимы.
Ход игры : Логопед предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (показ игрушечного мальчика). Мама его просит подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, логопед просит ребёнка представить, что бы сделал такой мальчик - наоборот, если бы его попросили: встать, опустить руки, поймать мяч, показать ладони, согнуть руки, открыть рот, положить ручку, отодвинуть стул? и т. д.
Игра «Назови признаки»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : предложите ребенку посмотреть на посуду. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждого предмета признаков, учитывая форму, величину, цвет. Попросите отдельно перечислить посуду чайную, кухонную, столовую.
Предложите назвать общую часть в словах : суп—супница—супчик; чай — чайник — чайничек; варить — варка — навар.
Лексический материал
Столовая посуда: супница, суповые тарелки.
Кухонная посуда: сковорода, кастрюля.
Чайная посуда: чайник, чашки.
Игра «Кому что?»
Оснащение: три куклы, игрушечная посуда, игрушечная мебель.
Ход игры : покажите ребенку трех разных кукол и расскажите ему о трех девочках, которые ходили в магазин и сделали там покупки:
«Катя купила чайную посуду, Таня купила столовую посуду, Маша купила кухонную посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь девочки не могут поделить их и просят тебя помочь им».
Предложите ребенку доставать из коробки вещи по одной, называть ее и класть перед Катей, Таней или Машей, объясняя свой выбор.
Предложите ребенку поставить посуду туда, куда вы скажете: на стол, в шкаф, на шкаф, между., около., за под., перед. ; справа, слева, левее, правее, ближе, дальше.
Игра «Четвертый лишний»
Ход игры : предложите ребенку внимательно посмотреть на предложенные предметы (предметы раскладываются в ряд). Попросите его сказать, какой предмет в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая посуда в ряду лишняя — чайная или кухонная?»
Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода.
Кастрюля, сковорода, заварной чайник, электрический чайник.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или чайная?»
Супница, суповая тарелка, поварешка, конфетница.
Заварной чайник, чашка, блюдце, тарелка.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или кухонная?»
Супница, кастрюля, тарелка, столовая ложка.
Кастрюля, сковорода, тарелка, электрический чайник.
Игра «Найди пару»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : покажите ребенку картинки. Назовите картинку, изображенную слева, и попросите ребенка подобрать к ней пару из правого столбика. Продолжите игру.
Лексический материал
Чашка—стакан. Конфетница — сахарница. Чайник—кофейник. Кастрюля—сковорода. Нож—вилка.
Называя два слова в начальной форме, предложите ребенку составить предложения с этими словами : чай—ложка, тарелка — вилка, конфетница — конфеты, нож — хлеб.
Например: чай в заварной чайник насыпают ложкой. К тарелке полагается вилка. Конфеты насыпают в конфетницу. Хлеб режут ножом. Называйте слова и просите ответить на вопрос чей? (чья? чье? чьи, правильно согласуя местоимения с именами существительными: чайник чей?—мой; чашка чья? - моя; ложки чьи?—мои, блюдо чье? — мое.
Игра «Помоги мне рассказать»
Оснащение: посуда (игрушечная или настоящая).
Ход игры : предложите ребенку внимательно послушать рассказ. Попросите его помочь вам подобрать нужные по смыслу приставки. «Сегодня мамин праздник. Паша стал готовиться к маминому приходу. Он белую скатерть на стол. (постелил, посуду всю. (перемыл, чашки на стол. (поставил, конфеты в конфетницу. (высыпал, сахарный песок в сахарницу. (насыпал, печенье в вазочку. (положил) и стал ждать маму».
Слова сопровождаются соответствующими действиями.
Игра «Желание»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : предложите ребенку, глядя на картинки, закончить начатые вами предложения.
Лексический материал
Я хочу выпить стакан. (воды).
Я хочу выпить чашку. (чая).
Я хочу налить тарелку. (супа).
Я хочу откусить кусочек. (сахара).
Я хочу отрезать кусок. (хлеба).
Я хочу сварить два. (яйца).
Произносите предложения и предложите ребенку заменить их одним.
Хлеб лежит на доске. Нож лежит на доске. — Хлеб и нож лежат на доске.
Тарелка лежит в мойке. Вилка лежит в мойке. — Тарелка и вилка лежат в мойке.
Кружка стоит на столе. Чашка стоит на столе. — Кружка и чашка стоят на столе.
Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т. д.
Игра «Разложи картинки по сходству»
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.
Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».
Светит (какое) солнце.
Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.
Игра «Кто быстрее принесет картинку»
Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Игра «Найди приятеля»
Содержание: Выбрать из трех слов два слова - «приятеля» : взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
Игра «Кто как кричит?»
Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т. д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.
Игра «Кто как передвигается?»
Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.
Игра «Закончи предложение»
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар. Камень тяжелый, а пушинка. Золушка добрая, а мачеха. Сахар сладкий, а горчица. Дерево высокое, а куст. Дедушка старый, а внук. Суп горячий, а компот. Сажа черная, а снег. Лев смелый, а заяц.
Игра «Сравни!»
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика.
Игра «Как сказать?»
Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.
Игра «Солнышко»
Содержание: Логопед даё т задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.
- Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».
(отважный, храбрый, решительный).
- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?
(боязливый, нерешительный, пугливый).
- Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».
(говорить, разговаривать).
Игра «Классификация предметов по картинкам»
Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов :
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
Игра «Назови лишнее слово»
Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван. Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа. Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.
Игра «Назови одним словом»
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Например:
Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)
Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)
Игра «Я знаю пять…»
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом : «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово : «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игра «Я собрал в огороде…»
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.
Дидактическая игра “Загадочный шар”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры :
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …. Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он…. ЗОЛОТОЙ ШАР
Дидактическая игра “Бюро находок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения : окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры : Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься. Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо?- журавлиное и т. д.
Вариант 2.
1. Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
2. Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.
Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т. д.
3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т. д.)
Дидактическая игра “Веселый поваренок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры :
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку. скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т. д.