Галина Евченко
Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для дошкольников по подготовке
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой относится осознание ребенком речевой действительности ее элементов: звуков, слов. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Именно дидактическая игры дают нам возможность добиться положительного результата в работе с детьми по обучению грамоте. Игровой материал легче усваивается детьми.
В работе по обучению грамоте можно использовать следующие игры.
«Звуки поменялись местами»
Цель: найти несоответствие в стихотворении и назвать нужное слово.
Методика проведения:
Дети должны найти несоответствие в стихотворении и назвать нужное слово.
«Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти.
Методика проведения:
Дети должны досказать слово в конце стихотворной строки.
«Назови скорее»
Цель: обогащение словаря, развитие фонематического слуха.
Методика проведения:
Игра с мячом. По заданию педагога дети называют слова на определенный звук, с определенным количеством слогов и т. д.
«Кто внимательнее?»
Цель: развитие слухового внимания.
Методика проведения:
Дети хлопают в ладоши, если в данных словах слышат заданный звук.
«Загадки – обманки»
Цель: развитие слухового внимания.
Методика проведения:
Поэт М. Шварц пошутил, нужно быть очень внимательным и подобрать соответствующее слово.
«Кто в каком домике живёт?»
Цель: развитие мышления.
Методика проведения:
Детям предлагается серия картинок, они должны расселить их в соответствующие домики.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильной памяти, фонематического слуха.
Методика проведения:
Дошкольникам предлагается из мешочка достать игрушки с заданным звуком.
«Магазин»
Цель: развитие фонематического слуха.
Методика проведения:
На столе игрушки и предметы, в названии которых заданный звук. Дети должны приобретать покупки, в названии которых есть этот звук.
«Подскажи слог»
Цель: закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков, развивать мышление.
Методика проведения:
Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках.
«Найди пару»
Цель: учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
«Кто больше?»
Цель: развитие фонематического слуха, обогащение словаря.
Методика проведения:
Предложить детям назвать слова, в которых присутствует заданный звук.
«Слово к слову»
Цель: развитие мышления, внимания, фонематического слуха.
Методика проведения:
На наборном полотне сверху вниз расположены схемы слов. Дети должны из множества картинок выбрать те, которые подходят к данной схеме.
«Как звучат слова?»
Цель: учить различать на слух разные и схожие слова.
Методика проведения:
Педагог называет слова, дети должны различать по звучанию и говорить: похоже или непохоже.
Раз ступенька, два ступенька”
(для детей 5 – 7 лет)
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Дидактический материал (оборудование) : наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения:
1 вариант.
Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант.
Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант.
Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант.
В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
По волнам звуков и букв
(для детей 6 – 7 лет)
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование) : Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”, колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант:
На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант:
Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
Тренажер для развития речевого дыхания
Цель. Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Дидактический материал (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья, которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.
Методика проведения: В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и т. д.) Ребенок дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут. Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.
Волшебные лучики
Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование) : Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:
1 вариант.
В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант.
В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант.
Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
Волшебные часы
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Научить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развитие фонематического слуха
Методика проведения:
Играют двое детей. На столе «волшебные» часы в форме большого круга, в центре круга стрелки. Вместо цифр по кругу прикреплены парные картинки (картинки могут меняться).
Ведущий называет любое слово – название картинки. Дети по очереди находят нужную картинку и стрелочкой ее показывают, находят картинку похожую по звучанию, называют, каким звуком она отличается, указывая на нее стрелочкой. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше найдет и покажет на часах парных картинок, название которых отличается только одним звуком.
Кто быстрее соберет вещи?
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".
Методика проведения:
Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами "с" и "ш". Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш". Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан квадратик. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.
Игра "Звуковая ромашка"
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Научить детей определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку. Методика проведения:
Вариант 1.
Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова, начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов на заданный звук. Вариант 2.
У детей ромашки с картинками. Дети по очереди называют картинки и находят длинные и короткие слова, опираясь на громкое проговаривание и отхлопывание. Выигрывает тот, кто правильно найдет и назовет слова (длинные - короткие).
Игра "Гусеница"
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Учить детей делить слова на слоги.
Методика проведения:
Картонная гусеница с кармашками. На столе предметные картинки. Играют двое детей. По очереди ребенок выбирает картинку, проговаривает слово по слогам, определяет количество слогов в слове (отхлопывает) и помещает картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок в карман гусеницы: В первом кармане – карточки с одним слогом, во втором из двух, в третьем из трех, в четвертом из четырех. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто правильно разложил картинки в кармашки гусеницы.
Найди звук
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец) опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки.
Методика проведения:
Играют 2 – 4 детей. Карточки и фишки лежат на столе. На каждой карточке предметные картинки и схема: прямоугольник, разделенный на три части. В левом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Играющие, берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку (синего или зеленого цвета, твердый или мягкий согласный). Затем берут следующую карточку. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.
Замкни цепочку
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова.
Методика проведения:
Играют 2 – 4 детей. Детям раздают картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Цепочка замыкается.
Игра с мячом "Придумай слово"
(для детей 5 – 7 лет)
Цель: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.
Методика проведения:
Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).
Волшебные кубики
(для детей 5 – 6 лет)
Цель: Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.
Методика проведения:
Играют 2 – 4 детей. Кубики раздаются по количеству детей. На гранях кубика картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах. Телефон – нитки – игрушки – индеец. Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба. Яблоко – овощи – игрушки. Платье – енот – телефон – нитки. Забор – рыба – арбуз – зонт – торт – трактор. Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки. Курица – арбуз – зонт – телефон – нитки. Гриб – батон – нитки – иголка.
«Накорми птиц»
Цель. Упражнять в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.
Методика проведения:
На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит: «Кормлю синицу».
Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т. п.
Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.
Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.
Поймай рыбку
Цель. Автоматизировать звуки в словах, закреплять знание обобщающих понятий, знание основных и оттеночных цветов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие, память.
Методика проведения:
В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно дифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки.