Папки-передвижки

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Домашеч
Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Публикация «Роль специальных символов Т, А, Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели» [5]. К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» [4]. То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни, при понимании речи, ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия, при нормальном речевом развитии, требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [1]. И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, современной.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму является чистая, правильная во всех отношениях речь. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (общее недоразвитие речи, задержка психического развития, то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьёзно осложняется. Использование специальных символов :

• Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;

• Усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);

• Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;

• Ускоряет нормализацию произношения дошкольников;

• Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счёт раннего овладения навыками звукового анализа.

Использование авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. В своей работе данный метод мы используем с 2001года с детьми старшего дошкольного возраста. Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволило добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

Детям, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не вся символика. Например, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.

Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных). Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа, который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого педагогу достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У обозначается – маленьким кружком, звук А – большим, И - горизонтальной полоской, О – овалом).

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Т. А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ. Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.

Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.

Вот пример вариантов игр с символами, которые мы используем:

Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.

Игра «Поймай шпиона»

Игра «Подбери символ»

Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Игра «Рассели картинки в дома»

Игра «Найди место картинке»

Игра «Звуковая дорожка»

Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»

Игра «Пишем символами»

Игра «Подбери слово к схеме»

Список литературы

1. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М. : Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 60 с.

2. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.

3. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с.

4. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений, т. 2. – М. : Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 189 с.

5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 85 с.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 января 2016 в 14:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Домашеч в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД