Суслина Любовь Владимировна
Консультация «Дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Публикация «Консультация „Дидактические игры“» размещена в разделах
В играх с предметами используются игрушки, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.
Детям 5-7 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.
Игры с природным позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.
Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы :
1 группа - игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений («Продуктовый магазин», «Когда это бывает?»);
2группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять («Похож - не похож», «Угадай, что где растет?»);
3 группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Назови три предмета», «Назови одним словом»);
4 группа – игры, на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора («Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает»).