Евгения Гордеева
Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Узоры России»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Узоры России» по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством – «Городец», «Гжель», «Хохлома», «Полхов – Майданская роспись».
Описание.
В игру входит:
- доска, которая выполнена из жести и обклеена с одной стороны пленкой с рисунком под дерево (для городецкой и Полхов – Майданской росписи), с другой стороны черного цвета (для хохломской росписи);
Публикация «Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством „Узоры России“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Орнамент и узоры
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- тарелка из жести белая (для гжели);
- набор карточек с изображением предметов по данным промыслам;
- набор карточек с образцами узоров принадлежащим данным росписям;
- схемы для выкладывания узоров;
- набор полосок, раскрашенных в цветовой гамме каждой росписи, карточки с правильным набором полосок для проверки.
- магнитные элементы узоров для выкладывания (цветы, листья, бутоны, лошади, птицы).
Применение в воспитательно-образовательном процессе.
Дидактическая игра «Узоры России» применяется в воспитательно-образовательном процессе в ходе НОД при знакомстве с новым видом росписи, для закрепления знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, для упражнения в составлении целого узора из отдельных частей и размещении узоров на предмете. Удобно использовать как предварительную работу, прежде чем приступить к рисованию дети выкладывают задуманную композицию на магнитной доске или тарелке, пробуют разные варианты. Это помогает им увидеть задуманный ими рисунок, и правильно расположить и скомбинировать элементы в композиции. На занятии по формированию элементарных математических представлений для закрепления счета, цвета, понятия большой- маленький выполняем задания такие как: выложи композицию из 5 красных и 3 синих цветов; выложи узор из 4 больших и 5 маленьких цветов и т. д. В режимных моментах для закрепления знаний основных мотивов русских народных росписей, для запоминания характерных признаков узоров, закрепления умения отличать их среди других росписей, правильно называть. Помогает развивать у дошкольников чувство колорита, формировать эстетический вкус, пробудить интерес и любовь к народному творчеству и искусству.
Эта игра находится в группе в уголке творчества, дети в любой момент могут просмотреть рисунки и поиграть. Есть несколько вариантов игр, в которые может играть как один ребенок так и несколько.
Варианты игры.
1.«Назови роспись».
Задачи:
- уточнить и закрепить представления детей о разных видах росписи,
- развивать умение их правильно называть, знать цветовую гамму, название характерных для каждой росписи элементов.
Ход игры:
Перед детьми лежат карточки с изображением предмета народно-прикладных промыслов. Детям предлагается назвать предмет и к какому промыслу он относится. Назвать его особенности, цветовую гамму, элементы.
2.«Узнай элементы узора».
Задачи:
- уточнять и закреплять представление об основных элементах росписи;
- учить вычленять отдельные элементы узора;
- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
- вызывать интерес к росписи.
Ход игры:
Перед детьми лежит одна из карточек с изображением предмета народно-прикладных промыслов (например Полхов-Майданская матрешка) и элементы росписи разных промыслов. Детям необходимо выбрать и назвать только те элементы, которые относятся к промыслу на их карточке. Можно предложить детям быстрее всех найти все элементы своей карточки.
3.«Укрась доску или тарелочку в стиле городецкой (Полхов-Майданской, хохломской, гжельской) росписи».
Задачи:
- формировать умение составлять из элементов декоративные композиции – располагать элементы (цветы, листья, бутоны) на доске в стиле заданной росписи;
- формировать способности к комбинированию элементов в композиции;
- формировать желание поделиться радостью и удачной работой с другими детьми.
- развивать творческие способности, интерес к народному творчеству.
Ход игры:
Предлагается выбрать фон (доска, тарелочка) и украсить его. При составлении композиций дети придумывают свои варианты по мотивам выбранной росписи.
4.«Узнай цвет росписи».
Задачи:
- закрепить знания детей о цвете через русское народное творчество;
- учить детей распознавать роспись по цветовой гамме;
- учить детей внимательно рассматривать роспись;
Ход игры:
Детям раздаются наборы полосок. И предлагается выбрать те цвета, которые используются в гжельской росписи (хохломской, городецкой).После выполнения работы, сверяются с правильным вариантом.
5.«Составь узор по схеме».
Задачи:
- закрепить знания детей о цвете через русское народное творчество;
- учить детей распознавать роспись по цветовой гамме;
- тренироваться в счете.
- учить понимать схематичное изображение.
Ход игры:
Раздаются карточки со схемой узора и предлагается выложить узор по данной схеме.
6.«Составь схему».
Задачи:
- закрепить знания детей о цвете через русское народное творчество;
- учить детей распознавать роспись по цветовой гамме;
- тренироваться в счете и размере.
- учить понимать схематичное изображение.
Ход игры:
Одни дети выкладывают узор, а другие рисуют схему к нему.
7.«Составь узор по образцу».
Ход игры:
Раздаются карточки с образцами узоров принадлежащим данным росписям, предлагается выложить данный узор из элементов по образцу.