Елена Куделина
Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста «Всему своё место»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах «Всему своё место»
Автор: Куделина Елена Федоровна, воспитатель МАДОУ- Центр развития ребёнка -Д/с №1 ст. Калининской Краснодарского края.
Публикация «Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста „Всему своё место“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2019
Цель: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, толщине.
Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи:
1. Развивать умение распознавать геометрические фигуры, располагать их на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, кодировать и декодировать информацию.
2. Продолжать формировать умение составлять тематические композиции из геометрических фигур («Танграм»).
3. Совершенствовать представление о четырехугольнике, понимание того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
4. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны).
5. Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, между).
6. Продолжать развивать глазомер, умение находить предметы толще (тоньше).
Развивающие задачи: развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познавательной деятельности, занятиям математикой.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально – коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональный интеллект.
Речевое развитие: учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Физическое развитие: воспитывать умение сохранять правильную осанку в процессе мероприятия.
Демонстрационный материал: презентация.
Раздаточный материал: карточки для заполнения, карточки со знаково-символическим обозначением, логические блоки Дьенеша, логическая игра «Танграм», медали.
Целевые ориентиры: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата.
Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша: «Подбери фигуру», «Продолжи узор»; кодирование и декодирвание геометрических фигур при помощи карточек со знаково-символическими изображениями; игра в «Танграм».
Ход игры:
1этап (организация игры):
- Дети, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с пометкой «Нужна помощь». Я хотела бы вам его показать, чтобы мы вместе разобрались.
- Итак, в нашем микрорайоне открылся новый магазин «Строительный двор» (слайд 3). Директор магазина заказал большую партию товара (слайд 4). Её должны были привезти на нескольких машинах, в каждой из которых был бы товар определённой формы, цвета, толщины и величины. Но пришла одна машина с товаром разной формы, цвета, тощины и величины (слайд 5). И дело в том, что рабочие, которых нанял директор, по какой-то причине не смоги выйти на работу и заниматься разгрузкой, сортировкой и расстановкой товара некому. Давайте поможем директору разобраться с товаром, ведь мы с вами знаем много и о форме, и о величине, и о толщине предметов, тем более, директор приготовил для помощников награды. Вы готовы? Тогда приступаем!
2 этап (проведение игры)
- Итак, ребята, пришла машина с товаром. Но проблема в том, что на грузовике был замок, код которого водитель забыл (слайд 6). Нужно правильно подобрать код, чтобы открыть машину («Танграм»).
- Молодцы, с этой задачей вы справились! Итак, перед вами машина с товаром разной формы, величины, толщины и цвета (слайд 7). Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вместе вспомним значение знаков, которые будут использоваться в предстоящем задании (слайд 8). (Закрепляем знание знаково-символических обозначений)
- Перед вами тележки, которые нужно заполнить товаром зашифрованным на этих карточках (слайд 9).
- Ребята, теперь расскажите, какие фигуры находятся в ваших тележках. Свой рассказ начинаем со слов : «В моей тележке находятся, например: маленькие, тонкие, жёлтые прямоугольники. А как по- другому можно назвать прямоугольник? (четырёхугольник). А почему его называют четырёхугольником (4 угла? Как можно назвать фигуру, имеющую 3 и более углов (многоугольник? Из каких элементов состоит прямоугольник (угол, сторона, вершина? Наташа, покажи, пожалуйста, сторону …».
- Итак, теперь посмотрим на фигуры в ваших тележках. С каких слов мы начинаем свой рассказ (в моей тележке находятся?.
- Ну вот вы и справились с этим заданием, а теперь осталось расставить товар на полки (слайд 10). Ребята, скажите, какой товар будет стоять на верхней полке, какие фигуры (Наташа? А на нижней? Между верхней и нижней?
- Перед вами карточки с зашифрованным на них товаром. Будьте внимательны, выставляйте товар на полки правильно.
- Ребята, все справились с этим заданием, товар правильно выставлен на полки. Вы умело расшифровываете карточки. Но чтобы директор убедился в ваших способностях и наградил вас, нужно показать, как вы умеете ещё и зашифровывать информацию (слайд 11). Выберите каждый по одной геометрической фигуре. А теперь попробуйте зашифровать её при помощи карточек со знаковыми изображениями.
3 этап (анализ)
- Ребята, мне понравилось как вы сегодня дружно играли, добросовестно выполняли задания. Наташа и Оля правильно отвечали на вопросы, Люда и Таня ловко и быстро находили нужные фигуры. Понравилась вам эта игра, ребята?А что вам понравилось делать больше всего (расшифровывать или зашифровывать? Что обещал сделать директор, за вашу помощь? Ребята, вы действительно отлично справились! И за ваше старание я награждаю вас медалями, которые мне передал директор магазина (слайд 12). А теперь давайте уберём со стола весь материал на места.