Ани Ташуян
Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка в средней группе № 13
«Колокольчики»
«Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ»
Приложение:
Публикация «Методическая разработка в средней группе „Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле. Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных, познавательных сил учащихся является сегодня ведущей линией обновления образовательной практики. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области (русский язык, математика, естествознание или др.) они принадлежат.
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур, четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трех цветов (красные, синие и желтые, двух размеров (большие и маленькие, двух объемов (толстые, тонкие). В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Ребята воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи?» и «Чем отличаются?» Например, перед детьми лежат блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Чем похожи эти фигуры? Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг». Педагог: «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». Педагог: «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети: «Этот маленький, а этот большой». – «Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно они овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме). Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.
Так, цвет изображается пятном.
Величина – силуэтом домика (большой, маленький).
Форма – соответственно контурами фигур.
Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.
Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т. е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.
После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.
Игровая задача – как можно быстрее и правильнее найти домик для каждой фигуры. Победитель может быть определен в ходе индивидуального, парного или группового первенства.
Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест на крест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Детям можно предложить найти фигуру по определенной схеме. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать в нем чужим и незащищенным. Игры с блоками Дьенеша не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате: тренируемые интеллектуальные процессы и качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.
В своей практике я использую блоки не только в играх, но и в непосредственных образовательных действиях. И вот одно из них:
Интегрированное занятие по ФЭМП в средней группе № 13 «Колокольчики»
«Путешествие в сказку геометрических фигур».
Цели:
• учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
• развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине)
• закрепить знания детей о количественном и порядковом счете
• закрепить умения рисовать на песке
• учить ориентироваться на листе бумаги
• учить правильно приклеивать детали
Задачи:
• Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине)
• Развивать у детей восприятие, внимание
• Упражнять в узнавании цифр от 1 до 5
• Развивать умение, воображение, логику
Оборудование:
Ноутбук, магнитофон, песочный стол, стулья, на спинках которых приклеены карточки блоков Дьенеша, магнитная доска.
Раздаточный материал:
Блоки Дьенеша, готовые геометрические фигуры из картона, карточки -схемы блоков Дьенеша, салфетки, клей, тарелочки.
Демонстративный материал:
Кукла Маша, корзина, поднос
Интегрированные области:
ФЭМП
Цели: Развивать воображение детей, логику.
Воспитывать интерес к математике.
Закрепить счет до 5, названия геометрических фигур
Аппликация с элементами конструирования «Домик Маши»
Цели: Развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой аппликации с элементами конструирования.
Речевое развитие
Цель: активизация словаря – закрепление геометрических фигур,
Формирование умения следовать устным инструкциям.
Социально-коммуникативное развитие:
Цель: воспитывать у детей терпеливость, аккуратность; прививать желание оказывать помощь
Художественно-эстетическое развитие:
Цели: прививать интерес к произведениям художественной литературы (сказка «Маша и медведь», загадки, физкультминутки); развить пространственное восприятие.
Нетрадиционный метод рисования (рисование песком) :
Цели: развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.
Физическое развитие:
Цель: Выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; снять общее напряжение; внести эмоциональный заряд
Ход НОД
Воспитатель: Ребята! Встанем рядышком пот кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –утро доброе начнется
-Доброе утро!
Ребята, я вам предлагаю отправится в сказочное путешествие в сказку «Маша и медведь»! А поедем мы туда на автобусе. Но для того, чтобы сесть в автобус нам нужны билеты. И в этом нам помогут блоки Дьенеша. Сейчас я вам раздам геометрические фигуры, а вы назовите их, поищите такие же фигуры на «сиденьях» и займите места.
Дети находят фигуры, называют их и садятся на стульчики.
Звучит песня «Вот мы в автобусе сидим». Дети выполняют физминутку, согласно словам песни.
Воспитатель: Вот мы с вами и доехали до нашей сказки, но для того, чтобы попасть туда, нам нужно отгадать загадки про геометрические фигуры и рисовать их на волшебном песочном столе.
1я загадка
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Ответы детей
2я загадка
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Ответы детей
3я загадка
Четыре угла, как квадрат я имею.
Но только квадратом назваться не смею.
И все же похож я на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.
Ответы детей
4я загадка
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали и нарисовали ответы на песке. Вот мы с вами и добрались до домика медведя. А нас тут встречает сама Машенька! Давайте с ней поздороваемся! «- Здравствуй Маша»! Но почему-то она грустная. Что случилось, Маша? Ребята! Маша напекла много разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом. Все они получились разной величины, формы, толщины и цвета. Пирожки все перепутались. Поможем Маше? Пирожки с вареньем Маша хочет оставить медведю (круглой формы). А остальные пирожки Маша хочет отнести бабушке и дедушке.
Дети подходят к столу.
У каждого в тарелочке лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета? А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя. Какие по цвету пирожки вы отложили для медведя? А какой они формы? Сколько у вас пирожков? Сосчитайте! Теперь положите в корзину большие пирожки для дедушки и бабушки. Какие пирожки вы выложили в корзину? (большие) А какого цвета они? Формы? А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие) Сколько их? Сосчитайте! Какого они цвета? Формы?
А теперь положите в корзину все пирожки, кроме круглых. Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные)
Молодцы, ребята! Вы очень помогли Маше! А наша Маша тем временем потеряла свой дом. А давайте мы сделаем с вами домики для Маши. Посмотрите, здесь лежат геометрические фигуры из картона. Сложите их и приклейте на бумаге так, чтобы получился домик.
Дети выполняют
Воспитатель: Молодцы, ребята! И здесь вы справились!
Итог: А давайте мы с вами вспомним, где мы с вами сегодня были и чему мы с вами сегодня научились?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь Маша хочет поблагодарить вас и угостить своими настоящими и вкусными пирожками. Спасибо, друзья! До новых встреч!
Угощение детей
Заключение
Таким образом изучив специальную литературу (Белошистая А. В. «Обучение математике в ДОУ», Блонский «Память и мышление», я могу сделать вывод о том, что формированию логической сферы у дошкольников должно отводится очень важное место. Это вызвано целым рядом причин: постоянным повышением требований современной школы к интеллектуальному, в частности, математическому, развитию детей, увеличением пока информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации. Изучая логические блоги Дьенеша, я могу с уверенностью сказать, что они являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.