Курасова Лариса
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ.
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развёрнутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Публикация «Дидактическая игра „Речевая карусель“ с включением элементов технологий ТРИЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, у многих детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана д/игра «Речевая карусель».
Целью д/игры является формирование умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ позволяет сделать эту игру наиболее интересной и необычной, даёт каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
2. Развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
3. Обучать детей составлению описательного рассказа;
4. Развивать логическое мыщление;
5. Формировать навыки пересказа со зрительной опорой и с помощью педагога, развитие коммуникативных навыков.
Форма организации игры подгрупповая до 6-7 человек; или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать, исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учётом речевых нарушений у детей.
Описание игры.
«Речевая карусель» - это напольная игра для детей 4-7 лет.
В состав игры входит один большой матерчатый круг, на котором нашиты маленькие разноцветные круги, на них выкладываются схемы –карточки.
В центре круга устанавливается диск, путём случайного выбора определяется объект, который дети будут использовать при составлении описательного или творческого рассказа.
Можно использовать просто какой- либо предмет или игрушку.
Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами:
1, 2, 3, 4, 5
Начинаем мы играть
Ели-ели, ели- ели
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Всё бегом – бегом
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
1, 2, 3, 4, 5
Рассказ мы будем составлять
У кого знак вопроса
Тому рассказ и начинать
Вариант 1 «Рассказ»
Дети должны составить описательный рассказ. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса, он задаёт вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой- символом также задаёт вопрос и отвечает на него. Последний из игроков повторяет весь рассказ.
Вариант 2 «Небылица»
Дети должны составить творческий рассказ «Небылица». Задача каждого ребёнка на основе объекта выдумать что-то новое- небылицу (составить предложение). Начинает игрок у которого выпал знак вопроса словами «Жил (а)- был (а) (взаимозаменяет объект). Каждый последующий игрок также с опорой на карточку- схему придумывает не существующий признак- действие для данного объекта, составляя предложение. Последний игрок с помощью педагога повторяет рассказ – «Небылицу».
Вариант 3 «Сказка»
В этом варианте используются сказочные персонажи, а на напольном круге предметные картинки. Игроки по очереди должны составлять одно предложение, связывая его с предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При это м воспитатель принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как то раз и т. д. по смыслу.