Наталья Валентиновна Силаева
Музыкальная дидактическая игра с включением башкирского компонента «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?»
«Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?»
Музыкальная дидактическая игра с включением регионального компонента для старших дошкольников.
Цели и задачи:
Развитие тембрового слуха, ассоциативного мышления, слухового внимания, умения различать регистры, пополнение словарного запаса, знакомство с профессией музыканта.
Материалы для игры:
1 вариант. Плоскостные изображения явлений природы: солнышко, гром и молнии, лёгкий дождь (или снег, ураган (или вьюга).
Публикация «Музыкальная дидактическая игра с включением башкирского компонента „Слушай свист, звон, стук, Угадай, что вокруг?“» размещена в разделах
- Башкирские народные игры
- Башкортостан. Башкирский народ
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
2 вариант. Плоскостные изображения птичек, зайчиков, лисичек, медведей (по одному набору на каждого ребенка группы).
Предварительная работа:
1. Просмотр видео «Русские и башкирские народные музыкальные инструменты»:
- Струнная группа - русские балалайки и башкирские домбры.
- Группа духовых инструментов - русская дудочка и башкирский курай.
- Группа ударных инструментов – барабан, трещотки, бубенцы, тазики.
- Гармошки.
2. Показ способов извлечения звуков: свист, щипок струны, глиссандо по струнам балалайки и домбры, дребезжание трещотки, удары различной интенсивности по барабану и тазику, игра мехами гармошки.
3. Прослушивание аудиозаписей с определением названий инструментов
(тембровая викторина с карточками инструментов).
4. Практические опыты игры детей на русских и башкирских музыкальных инструментах.
5. Ассоциации тембров инструментов с явлениями природы, с повадками животных и птиц.
Самым креативным и забавным был именно ассоциативный этап ознакомления с народными инструментами. Например, гром однозначно озвучивался ударами по барабану или тазику. Молнии дети предлагали изобразить трещотками или скольжением (глиссандо) по струнам балалайки и домбры. Лёгкий дождик или снежок (в зависимости от времени года) показывали щипком струнных инструментов. Сильный ветер, ураган, вьюга безоговорочно изображали духовые инструменты.
В том, как озвучить солнышко, мнения разделились. Все инструменты могли бы в этом нам помочь. Мы решили для солнышка выбрать гармошку, под которую весело плясать на лужайке.
Ход игры.
Дети сидят на ковре.
1 вариант.
Перед каждым ребенком набор плоскостных картинок явлений природы. Ведущий находится за ширмой, скрывающей инструменты. Он поочерёдно играет по своему выбору на инструментах. Дети показывают картинки с определёнными явлениями природы.
Интересно придумывать истории, озвученные инструментами. Например: "С самого утра подул сильный холодный ветер (дуют в дудочку, курай). Началась вьюга (дуют ещё сильнее). Пошёл снег (струнные). Когда ветер успокоился (духовые свистят еле слышно, выглянуло солнышко и мы пошли плясать под гармошку".
2 вариант.
Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверей и птиц. Ведущий из-за ширмы говорит: «мы с вами пришли в сказочный лес. Ваши зверушки и птички будут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если гармошка - пойдут гулять медведи. Если балалайка или домбра - пойдут гулять лисички, а если зазвучат бубенцы – зайчики. Когда зазвучит дудочка или курай, то вы сразу догадаетесь, что это полетели птички».
Ведущий несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то птичку, то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движения.
Воспитанники придумывали свои звуковые истории «Приключения в лесу».
На первом этапе в роли ведущего выступает музыкальный руководитель. Когда игра усвоена, ведущими могут быть дети. Такую игру можно взять и для развлечения, и для театрализации.
Дети не только развивают творческую фантазию, но и пробуют себя в профессии музыканта, актёра, звукооператора.